?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Самара. Шехтель. Особняк купца Сурошникова - golem
golema
golema
Самара. Шехтель. Особняк купца Сурошникова


Особняк купца В.М. Сурошникова (ныне Самарский военно-медицинский институт) располагается на пересечении улиц Пионерской и А. Толстого. Исследователи самараского зодчества до сих пор не могут с точностью определить автора дома. В издании 1990 года «Русский модерн» авторы этой обстоятельной работы приписывают авторство дома А.А. Щербачеву. К.П. Головкин, хорошо знавший Щербачева, признает автором постройки только его. Исследование самарского искусствоведа Н.В. Мельниковой заставляют в этом усомниться. В частности, суждения об авторстве Щербачева были основаны на воспоминаниях Головкина и сына Александра Александровича П.А. Щербачева, а так же на фотографиях, сделанных во время строительства особняка. В книге Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979 г., сказано следующее: «Это здание в порядке реконструкции отдельных домов было, в сущности, заново построено в 1907 году, по проекту А.А.Щербачева»
Затем в ГНИМА им. Щусева среди фотографий с чертежей Федора Осиповича Шехтеля были обнаружены изображения фасадов особняка Сурошникова, выполненные Шехтелем в 1909 году.

Федором Осиповичем был разработан первоначальный вариант постройки, но затем в него были внесены серьезные изменения. Возможно, что переработкой и изменением проекта занимался Щербачев. Сурошников поселился в доме в 1914 году, через два года после смерти Щербачева. Т.е. можно предположить, что Щербачев участвовал в строительстве здания, но на начальном этапе, до 1912 года.

В архитектуре здания видно влияние «северного модерна». Угловой балкон напоминает правую башню Ярославского вокзала в Москве, как и в вокзальном здании Шехтеля, использована «зернистая» штукатурка, что является еще одним доказательством авторства Федора Осиповича.


Решил я в выходные прогуляться до особняка и пофотографировать его. Хотелось подробно его осмотреть, а так же посмотреть на ворота, встреченные мной в недавно вышедшей книге о рукотворном металле Самары.
Пришел я на место, начал фотографировать, сгребая ботинками всю оставшуюся на улицах слякоть.




Здание имеет архитектурную обработку всех четырех фасадов – редкое явление для Самары того времени.





Памятник культуры федерального значения находится в незавидном состоянии.





Расстекловка вчера и сегодня. (за стеклопакетом видна оригинальная рама с первоначальным изгибом)









Осмотрел я особняк откуда только мог, но вот ворот не заметил.


Так они выглядят сейчас.

Такими они были совсем недавно.





Вот и следы.


Тот же угол немного раньше. Сами ворота уже заменили, но арка еще на месте.
Тут выдался случай попросить охрану впустить меня во двор пофотографировать. Мне отказали, подумав, что я буду снимать новостройку. После объяснения, я попал во двор особняка.


А вот и то, что я искал.

Состояние арки плачевное. Почти полностью отсутствует одна «полоса» и отломан край.


Створки ворот.
Эта картина меня настолько поразила, что я быстренько поснимал и убежал домой обрабатывать материал, даже не посмотрев, что за монстр строится за особняком. В дороге у меня зрела мысль об отправке фотоматериала в Росохранкультуру. Уже дома я узнал, что строится новое здание Управления ФСБ по Самарской области. Во время строительства были полностью разрушены постройки во дворе. По словам председателя общественной организации «Самарский собор» Галины Рассохиной, при прокладке коммуникаций были обнаружены деревянные «хвосты» бастионов Самарской крепости.

На следующий день я решил доснять то, что не успел или посчитал ненужным в тот момент. Присмотрелся к плану строительства. Площадь застройки 7400 кв.м., площадь здания 3500 кв.м.. Предусмотрена подземная парковка. В ходе строительства с разрешения министерства культуры так же были снесены два здания.
На плане желтым цветом очерчена подведомственная территория. Особняк находится в левом нижнем углу плана. По этой линии, впритык со зданием строится стена, огораживающая территорию ведомства от особняка.








Уже можно с уверенностью сказать, что усадебного комплекса не существует. Остается само здание особняка. Учитывая нынешнее состояние ворот и то, что они больше не будут относиться к дому, неизвестно, будут они восстановлены или нет. 






Существует информация, что силовики должны отреставрировать «архитектурный ансамбль» за свой счет.


Остается только надеяться на это.

Фотографии автора поста.
Старые фотографии ворот Г. Рассохиной и А. Меньковой из книги: Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары – Самара. 2008

Материал взят из следующих источников:
Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары – Самара. 2008
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары – Самара: Издательский дом «Агни», 2006
Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979
Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник (сост. А.Н.Завальный) – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990
http://dom63.ru/news/39090.html
http://www.aif.sama.ru/index.php?topic=history&razdel=2008&arhiv=2&link=20080625&chk=13
http://www.aif.sama.ru/index.php?topic=history&razdel=2007&arhiv=2&link=20070920&chk=12


Tags: , , , , ,
Current Location: Самара, дома

45 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
ondryushka From: ondryushka Date: March 30th, 2009 10:55 pm (UTC) (Link)
Спасибо большое! Очень интересно.
golema From: golema Date: March 30th, 2009 11:17 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: March 31st, 2009 05:25 am (UTC) (Link)
Круто: снимать во дворе и не оказаться гонимым. Спасибо за дворовые и воротные детали!
golema From: golema Date: March 31st, 2009 09:25 am (UTC) (Link)
Спасибо!
Да, повезло. На второй день, узнав чья новостройка, взял с собой на всякий пожарный паспорт. С другой стороны, ничего запрещенного я не снимал:)
arina_ross From: arina_ross Date: March 31st, 2009 07:18 am (UTC) (Link)
недолго ему видимо жить осталось((((

спасибо
golema From: golema Date: March 31st, 2009 10:21 am (UTC) (Link)
Надеюсь, что он еще долго проживет. Кстати, получается, что в этом году дом юбиляр:)
gugutka_ja From: gugutka_ja Date: March 31st, 2009 07:59 am (UTC) (Link)
Кто натыкал по всему городу уродов-домов из тонированного стекла, спрашивать, понятное дело, бессмысленно... А Вы не в курсе, от внутренней отделки дома что-нибудь сохранилось?
golema From: golema Date: March 31st, 2009 09:41 am (UTC) (Link)
Неважно кто натыкал, важно кто дал на это разрешение. Эти граждане не в счет: http://dom63.ru/news/39090.html
К сожалению в субботу, поапав во двор, я совсем забыл заглянуть внутрь, в воскресенье же дверь оказалась закрытой. Видел на фотографии мраморную парадную лестницу и декорированную стену и потолок там же. Думаю, эти элементы должны быть в сохранности. Вот все, что мне известно. Как-нибудь нужно будет попроситься внутрь.
aiglos From: aiglos Date: March 31st, 2009 08:22 am (UTC) (Link)
ещё несколько лет и о этого дома только вот эти фотки и останутся.
спасибо!
golema From: golema Date: March 31st, 2009 10:54 am (UTC) (Link)
Особняк Сурошкина — памятник культуры федерального значения, это не баня Лебедева, которую можно снести под шумок. Если только его постигнет участь особняка Фирса Наймушина на улице Степана Разина, но я в этом сомневаюсь.
tevzir From: tevzir Date: March 31st, 2009 09:40 am (UTC) (Link)
Хороший материал получился!! но грустный, как всегда...
golema From: golema Date: March 31st, 2009 12:00 pm (UTC) (Link)
Спасибо!:)
Несмотря на мой пессимизм, я все же лелею надежду, что особняк отреставрируют, хотя бы особняк, ансамбля уже не существует. Если силовики выделят деньги и не пожадничают, если проектом займутся серьезно, а не как в ситуации с Курлиной... Очень много «если»...но я все же надеюсь...
a_barhin From: a_barhin Date: March 31st, 2009 11:49 am (UTC) (Link)
красиво,
golema From: golema Date: March 31st, 2009 12:02 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
av_otus From: av_otus Date: March 31st, 2009 01:52 pm (UTC) (Link)
Конечно, Шехтель. Я знаю более-менее авторские вещи Щербачева - ничего подобного у него нет. Наверно, кое-что он изменил, но в целом - от композиции до деталей - "московская" шехтелевская постройка.
Хреновину сбоку я еще не застал...
golema From: golema Date: April 1st, 2009 08:03 am (UTC) (Link)
Самарские искусствоведы отмечали влияние Шехтеля в некоторых работах Щербачева, вот и решили, что это тот же случай. Интересно, что в Википедии Особняк Василия Сурошникова значится в списках работ и у того и у другого. У Щербачева 1907 год http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,
у Шехтеля 1913 год.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.8B_.D0.A4._.D0.9E._.D0.A8.D0.B5.D1.85.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8F
Подержу так несколько дней, пока пост еще актуален, а потом исправлю статью в энциклопедии. :)
hei_ho From: hei_ho Date: March 31st, 2009 02:30 pm (UTC) (Link)
Боже, я рыдаю от тоски!...

Спасибо Вам огромное за прекрасный репортаж. Скопировала некоторые фотографии: при случае покажу своим студентам-искусствоведам. Надеюсь, Вы не против? :-)
golema From: golema Date: April 1st, 2009 06:24 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Конечно же не против:)
nekta_ja From: nekta_ja Date: March 31st, 2009 05:52 pm (UTC) (Link)
интересно. спасибо
(Deleted comment)
golema From: golema Date: April 2nd, 2009 11:51 am (UTC) (Link)
Спасибо:)
kraeham From: kraeham Date: April 4th, 2009 12:49 pm (UTC) (Link)
Знаете, когда вижу хороший историко-краеведческий или просто хороший материал всегда возникает, неосознанное чувство ревности – почему не я это обнаружил, почему не я это сфотографировал. Фотки заброшеных решеток поразили.
Фотографии особняка Сурошникова замечательные!!!
В «Россвязьохранкультуру» надо было обязательно пожаловаться! Тем более рядом живете - Дом промышленности.
Эта точечная застройка уничтожит купеческую Самару!

Хотя вопрос философский. Смотря из чего исходить. Самара всегда была эклектична и вне истории. Полная мешанина – и деревянное зодчество, и дворянские, так называемые «образцовые дома», и модерн, и неоклассика, неоготика, неоренессанс, барокко (хотя мало), мавританский стиль, «рабочая» архитектура 20-х г.г., сталинская архитектура, хрущобы, брежневские спальные районы. Все здесь намешано, будь здоров. Винегрет. Этим Самара и прекрасна.

Единственное, что должен быть очень пристальный и жесткий архитектурно-строительный надзор.

Кстати, надо было добавить хороший комментарий о самой фигуре Сурошникова.
Фигура была крайне примечательная. В печати начала 20 века, в журнале «Трутень» есть масса карикатур. Он там изображен в виде паука сосущего кровь из Самары, так как ему принадлежало примерно 80% доходных домов.

Буду в следующее воскресенье в библиотеке в отделе редких книг попробую раскрутить их на «отсканировать». Давно хотел. Приходится брать свой диплом ист. фака
СамГУ и слезно просить, утверждая, что изображение мне нужно для научной работы.

Про клад – это, кстати, про его особняк, если не поняли.

История такая. Жители соседних домов в 1926 году начали замечать, что каждую ночь кто-то залазает во двор особняка Сурошникова. Время лихое лазает, ну и пусть лазает.
В это же время начали что-то ремонтировать во дворе особняка. Трубы, может. Не знаю.
Стали копать и нашли ведро с золотыми империалами. Тут явился какой-то мужичок, видимо который и лазил во двор, и заявил – это ведро мое. Я работал у Сурошникова дворником, а хозяин меня любил. Вот и дарил по империалу к случаю.
Ему, конечно, не поверили. И вместе с кладом отправили в ОГПУ.

Эту историю можно найти у Демидовых. Были такие исследователи в начеле 90-х, которые своей целью поставили –возбудить интерес к истории края. Поэтому, иногда, привирали. Выпустили 4 книги с забавными историями о нашем крае.

Самара. Доходный дом книготорговца С.А. Гринберга – это тоже интересно.

golema From: golema Date: April 4th, 2009 08:58 pm (UTC) (Link)
Еще раз спасибо!:)
Приятно слышать такие слова от историка-краеведа, тем более что я живу в Самаре неполных три года.
Возможно я все же передам материал, но эта точечная застройка - новое здание УФСБ, вот что меня смущает. Министерство культуры в курсе происходящего, ими дано разрешение на снос двух зданий. Думаю, они в курсе плана по огораживанию особняка.
http://dom63.ru/news/39090.html
Да, Самара прекрасна своим "винегретом", вот только архитектурно-строительного надзора практически никакого. Как это исправить и что могут для этого сделать "простые смертные"? Этот вопрос меня давно тревожит.
По поводу Сурошникова. Можно сказать, пост писался по горячим следам. Я пытался найти побольше информации про саму постройку. В процессе поиска же данных о личности Сурошникова почти не встречал. Уже после публикации нашел несколько интересных статей в интернете.
На карикатуру очень интересно взглянуть. Да, конечно я понял, что речь идет об этом особняке.
По поводу Демидовых слышал, что в основном это собрание "баек" и видел улыбку при упоминании авторов:) В домашней библиотеке должна быть книга «Ах, Самара – городок». Нужно будет полистать.

al_lashman From: al_lashman Date: April 9th, 2009 05:39 pm (UTC) (Link)
благодушие умиляет! для строительства чекистского монстра разрушили деревянное здание дворянской усадьбы, никто ни слова не сказал, думаете, что защитите особняк написав репортаж? Нет.

Город стал добычей мерзавцев, и государственных и частных, думаю, что скоро и этот особняк канет в лету, как многое уже в городе

Надо организовывать какое-то движение в защиту историческойчасти города
golema From: golema Date: April 10th, 2009 06:19 am (UTC) (Link)
По поводу снесенных деревянных построек сказано в статьях, я давал ссылки на них в конце поста. Разрешение на снос дало Министерство культуры. Тут уж ничего не поделаешь, к сожалению.
Целью репортажа является освещение нынешнего состояния особняка и краеведческий очерк.
Создание движения в защиту исторической части города обязательно нужно. Другой вопрос, в чем будут заключаться действия этого движения?
horen From: horen Date: November 30th, 2009 11:18 am (UTC) (Link)
я к тебе по ссылке от kraeham добрался).
со зданием фсб все еще смешнее: снесенные дома были отнесены к памятникам культуры регионального значения. они были как раз частью усадьбы сурошникова. и минкульт разрешил снести памятники культуры ради нового здания чекистов. вот такие пироги...
forsker From: forsker Date: December 27th, 2009 10:28 pm (UTC) (Link)
Может быть,ворота уже вернули на их первоначальное место,произошел сдвиг в лучшую сторону?
golema From: golema Date: December 27th, 2009 10:40 pm (UTC) (Link)
Вы знаете или просто предполагаете?:))
Дело в том, что оригинальные ворота были сняты еще в конце 50-х, начале 60-х. Те, что на фотографии - замена того времени.
Когда мы с Павлом ходили смотреть интерьеры, на этом месте красовались новодельные кованные ворота, напоминающие эту подмену, с языками пламени. Как утверждает Павел, арку тоже ставили, хотя в тот день ее не оказалось на месте. Нужно сказать, что вышел неплохой новодел. Учитывая то, оригинальных ворот не сохранилось, замена вполне приличная. К сожалению, я их не заснял на камеру. При первом же удобном случае зафиксирую(если охрана ФСБ позволит) и выложу:)
45 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]