?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Особняк Субботиной-Маркисон. Часть 2 - golem
golema
golema
Особняк Субботиной-Маркисон. Часть 2

 
В мае прошлого года я уже писал о доме Субботиной-Маркисон. В апреле этого года с Геогием и Ниной ([info]seleste_rusa ) я побывал в подъезде этого дома, а так же обнаружил много интересных деталей на фасаде, которые раньше не замечал. С того времени все никак не доходили руки обработать и выложить фотографии, а тут к моему старому посту пришел анонимный комментарий, на который я не могу не ответить, но хочу это сделать отдельным постом. Соответственно, выкладываю вместе с ответом и весь фотоотчет из 45 фотографий.
Комментарий же был следующего содержания:
"я извиняюсь,но КТО ЭТО ПИСАЛ???? я архитектор. Ваган Гайкович Каркарьян мой бывший преподаватель! у меня есть большинство его книг. какого черта вы пишете то,что ,по-видимому, даже не читали?! нигде никогда этот дом не был мракинсон! Субботина,дочь известного купца и деятеля вышла замуж, отец ей подарил этот дом! я лично составляла историческую спраку на это здание в ЦГАСО. второе:архитектор этого здания - Шретер,известный питерский архитектор,который по конкурсу получил право на осуществление этого проекта в 1887 году. кто такой Квятковский?! ребят, пишите то,в чем вы уверены!"

 
Уважаемая, я очень рад за вас. И за то, что вы архитектор, и за то, что вы имели честь учиться у Вагана Гайковича. Я бы с удовольствием стал бы его студентом...
Вы говорите, что у вас есть почти все книги Каркарьяна? Тогда откройте книгу "Модерн в архитектуре Самары" на странице 265, в главе про творчество Квятковского, и читайте "Самарские краеведы знают этот дом как дом Субботиной-Маркисон, так как до реконструкции хозяином дома был Д. Маркинсон"
Вам этого мало? Тогда посмотрите справочник "Вся Самара" за 1925 год. Откройте статью Константина Головкина "Архитектурная Самара", и на странице 44-45 читайте: Квятковский М.И. - техник-строитель... дом Субботина-Маркисон, между Успенской и Старо-Самарской, - готический стиль. Я уже ничего не говорю об Указе президента 1995-г года.
Вот уж интересно мне взглянуть на составленную вами историческую справку, особенно по части автора проекта. Шретер, говорите? Да, по проекту академика Шретера строился дом Субботина на Казанской, но конкурс был не в 1887, а в 1878 году. А вы проект видели? Вы вообще понимаете о каком здании идет речь? Судя по всему, нет. Можете посмотреть его в ближайшем номере "Вечерней Самары".
  Конкурсный проект Шретера, по которому был построен особняк Субботина-Шихобалова или "Дом губернатора", как его называют многие. Находится он по адресу Алексея Толстого, 3, а дом Субботиной-Маркисон - Алексея Толстого, 30. Так что, уважаемый архитектор, "пишите то, в чем вы уверены"...
Кроме того, посмотрите внимательно на здание, о котором вы говорите. Вы хотите сказать, что неоготическая постройка с декоративными элементами в стиле модерн и майоликовой плиткой на фасаде могло быть построено Шретером в 1887 году?! Вы, я смотрю, отлично разбираетесь в истории архитектуры, и самарской в частности. Диплом архитектора в данном случае не дает вам право претендовать на истину в последней инстанции.
Меня зовут Армен Арутюнов, а вот вы, уважаемая, прежде чем чертыхаться в моем блоге, могли бы представиться...

 
Давайте о приятном. Заходим в подъезд дома Субботиной-Маркисон. На полу метлахская плитка. Происхождение плитки без клейм называть не буду, но предполагаю, что это, как в большинстве случаев и бывает, Харьковский завод Бергенгейма.
 
Ограждения лестниц немного удивили. Минимализм в достаточно богатом подъезде? Была мысль, что это более поздняя замена, но заклепки говорят об обратном.
 
Лестничная площадка.


 
Оригинальные переплеты окон.
 
Сохранились цветные стекла.
 
Ручка.
 
Многие мозаичные ступени стерты, некоторые обломаны.


 
Стены по всему подъезду покрыты декоративным орнаментом.
 
При виде орнамента мне сразу же вспомнились обои из линкруста в особняке Шихобалова. Естественно, никто не стал бы использовать дорогостоящий линкруст в подъезде. Это так, ассоциация:)
 
Перила.




 
Свод подъезда.
 
Здесь так же подчеркивается неоготический стиль дома.
 
А это обратная сторона орнамента на стенах. Это чеканка.
 
В целом, подъезд достаточно скромен, но не без ярких элементов. Впрочем, что было выше металлического орнамента неизвестно.
 
С центрального фасада, пожалуй, первое, что бросается в глаза - это фасадная плитка, расписанная "граффитистами".


 
Еще в прошлом году окна имели оригинальные переплеты и расстекловка была такой же, как и на архивных фотографиях. Можете в этом убедиться, посмотрев первый пост об этом здании.
 
Вот и оригинальные рамы.
 
Присмотревшись к торцу здания, мы обнаружили заложенные окна, а главное, металлическое ограждение с растительным декором.






 
Металл ржавеет и разрушается. Многие элементы утрачены. Боюсь, что в скором будущем ограждения больше не будет.
 
Вот одно из подтверждений моих слов.
 
Стена дворовой части дома.


 
Люк нестандартного, маленького размера.
 
Что значит "СВ" - не знаю. Может "Самарский Водоканал"?
 
Подъезд дворовой части. Выходящий в момент съемки житель дома впустил нас и внутрь, сказав, что там все советское. Как выяснилось, далеко не все.


 
Плитка, к примеру, аналогичного размера, что и в центральном подъезде.
 
Такие же ограждения лестниц.
 
Все же, думаю, ограждения дореволюционные.
 
Тыльная часть дома.
 
Один из жильцов дома рассказывал мне, что стены в доме многослойные. Помимо толщины, они являются идеальным термоизолятором за счет своей структуры, в ключающей разнообразные материалы и пустоты.
 
Оригинальная деталь в задней части.
 
Думаю, что закругляющаяся стена нужна для прочности конструкции, а вот для чего нужна выпирающая часть я не совсем понял.
 
Деталь главного фасада.

Вот, собственно, и все, что я хотел вам продемонстрировать. 
Надеюсь, что в следующий раз молодой архитектор задумается, прежде чем комментировать, или хотя бы спросит об источниках информации... 
Говоря о доме, как же хочется, чтобы памятник федерального значения был бы отреставрирован. Так хочется видеть его в том виде, в каком оно было почти 100 лет назад.

Tags: , , , , , , , ,

32 comments or Leave a comment
Comments
anan_sie From: anan_sie Date: July 16th, 2010 06:08 am (UTC) (Link)
Ну почему люди такие варвары! Читаю твои статьи, Армен, и не могу понять, почему в Самаре ничего не реставрируется? Да простят меня окружающие, я не являюсь поклонницей самарской архитектуры в целом, но отдельные ее представители (в частности, вышеупомянутый особняк) меня просто завораживают. Неужели можно совершенно безнаказанно оставлять такие произведения искусства на произвол судьбы, выламывать рамы, уродовать фасады?...
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:22 am (UTC) (Link)
Я вчера гулял с гостями города. К этому времени они уже видели основные улицы и площади. Меня попросили покзать что-нибудь другое, но чтобы было в приличном состоянии. Подумав, я понял, что показывать и нечего... И не икнется ведь никому из ответственных за это безобразие...
nikolett76 From: nikolett76 Date: July 16th, 2010 08:21 am (UTC) (Link)
О, так так еще и анономные умники?
Прикольнооо
Армен, замечательно интересно
Хочу сказать спасибо, потому что после твоих репортажей я по другом смотрю на Самару. И мне снова это интересно - вспомнила, ходила в школе в краеведческую студию))
Спасибо!
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:39 am (UTC) (Link)
Да, периодически и такое бывает:)
Катя, спасибо! Безумно приятно слышать такое:)) Значит, я не зря веду блог, а то иногда бывают сомнения, особенно после таких анонимов:)
kraeham From: kraeham Date: July 16th, 2010 09:17 am (UTC) (Link)
Спасибо, Армен!
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:24 am (UTC) (Link)
Жду твою статью в "Вечерке":))
pavelsch From: pavelsch Date: July 16th, 2010 09:41 am (UTC) (Link)
очень, очень красивое здание!!! было...
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:40 am (UTC) (Link)
Надеюсь, оно еще обретет былую красоту...
rodandrew From: rodandrew Date: July 16th, 2010 01:07 pm (UTC) (Link)
Хорошо помню эту замечательную майоликовую плитку, и ту частично "заграффитировали"
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:48 am (UTC) (Link)
Такой плитки я больше не встречал в Самаре. Это единственный образец ее использования здесь.
Андрей, подскажите, пожалуйста, когда в России начали обицовывать фасады майоликовой плиткой. Думаю, по декору этого здания можно сказать хотя бы, в 19 веке оно построено или в 20. Я-то не сомневаюсь, что в 20, но теоретически могли ли использовать майолику в этом виде в 1880-х?
From: hryakov Date: July 16th, 2010 04:12 pm (UTC) (Link)
Спасибо, интересно.
Здание, конечно, очень своеобразное. Здорово будет, если его когда-нибудь отреставрируют.
Хотя, признаться, никогда его особенно не любил.
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:48 am (UTC) (Link)
Ну и зря, что не любил. Замечательное здание!:))
ania_ba From: ania_ba Date: July 16th, 2010 08:34 pm (UTC) (Link)
Какие у вас там страсти,однако.:)))Молодец,Армен.;)

Слуш,какие железки обалденные.Я бы стырила в коллекцию.:))))))))
golema From: golema Date: July 17th, 2010 06:51 am (UTC) (Link)
Ага, веселье:)))
Боюсь, что с ними в конечном счете так и поступят.:( К счастью, пока это не так просто сделать.:)))
mancha_de_tinta From: mancha_de_tinta Date: July 17th, 2010 03:32 pm (UTC) (Link)
Какой дом красивенный! Нельзя не восхититься!
golema From: golema Date: July 18th, 2010 06:24 pm (UTC) (Link)
Да, дом изумительный!:)
overlordick From: overlordick Date: July 20th, 2010 09:51 am (UTC) (Link)
Эм... я ни в коем случае не утверждаю, но имхо там всё советское, или даж из 90х в подъезде.

Вот, скажем, лестницы. Поздний модерн не исключает какого-то аскетизма, но клёпаные перила делали вплоть до 50х годов 20го века.

Чеканка эта - вообще стёб, привет из 90х:)

Ну и наконец, не думаю, что там была дешёвая лестница из бетона и мраморной крошки. Плитка сохранилась на пролётах - они остались как были - с перекрытием (ж.б. или кирпич) и плиткой. А вот лестницы были скорей-всего чугунными...

ЗЫ: люк это канализация, а надписям не верь:)

ЗЫЗЫ: Вообще, это мой любимый самарский домик! Люблю его, надо поискать фотки интерьеров...
golema From: golema Date: July 20th, 2010 10:03 pm (UTC) (Link)
Не исключено, я и сам не уверен. Ограждения, скорее всего, были кованые, тем более рациональным модерном не отдает, достаточно на фасад посмотреть:))
А вот про чеканку... Я очень сильно сомневаюсь, что кому-нибудь пришло бы в голову декорировать подъезд в 90-х, тем более весь. Там ведь до сих пор коммуналки остались, не все, конечно, но все же...
А лестница как лестница, не финский же мрамор стелить:))

ЗЫ: Верю на слово.:)
ЗЫЗЫ: Даешь интерьеры?!!:))
Rest - (Anonymous) - Expand
From: (Anonymous) Date: October 12th, 2010 02:20 am (UTC) (Link)
Армен! ВЫ НЕ ЗРЯ ВЕДЕТЕ ЭТОТ БЛОГ! Я вот сейчас без работы - жуткая депрессия! Я одеваюсь - и иду в исторический центр города (а живу в 9-м мкр-не) - иду по конкретным адресам, ищу эти памятники архитектуры - именно по Вашим фотографиям! Прошла по всей длине уже почти все исторические улицы - жалко, что там, где "самое историческое" - где выход к Самарке и Волге - там страшно одной ходить, такая глухомань! Но улицы Степана Разина, Водников, Алексея Толстого, Пионерская, Комсомольская - это что-то!!! Идешь - как очарованный странник! Всем советую: идите сами, ведите туда своих детей! Пока не поздно, пока есть еще что показать.
А Вам, Армен, большое спасибо! Все началось с Вас! Теперь не вылезаю из Интернета - сколько интересного можно найти о родном городе! Особенно интересно читать хроники событий! Проходишь мимо какого-то места или какого-нибудь дома, и когда знаешь, кто здесь жил, что делал - смотришь уже совсем другими глазами.Ну, Вы-то меня, я думаю, понимаете!
Вдохновленная Вашим примером, собираюсь провести экскурсию по старой Самаре для своей девятилетней племянницы. А Вы говорите: зря!
From: (Anonymous) Date: October 12th, 2010 02:37 am (UTC) (Link)
Особенно порадовало то, что Вы дали возможность "проникнуть" внутрь особняка. Я вот ходила вокруг недавно - никогда бы не решилась! Люди, там живущие - не поняли бы, я думаю! А Вы раз, и просто - подарок на ладошке!
nastasya_lav From: nastasya_lav Date: February 21st, 2012 05:20 am (UTC) (Link)
Здравствуйте)
Вот сколько собираю информацию по этому особняку, тем сильнее запутываюсь... Есть статья, где фамилия Маркинсон вообще не упоминается, а пишут, что особняк принадлежал купцу Бурееву. Есть Каркарьян, у которого это бывший владелец здания. Есть статья, где Маркинсон - муж Субботиной... а вот сегодня я вычитала, что у Субботина не было детей 0_о
Вообще Субботин, который имеет отношение к этому дому тот самый Петр Семенович, которому принадлежала первая крупчатая мельница и который содержал хор в архиерейском соборе? Или их было нескольно?

И спасибо за чудесный блог, это просто счастье для начинающего экскурсовода)))
32 comments or Leave a comment