?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Самарская ГРЭС - golem — LiveJournal
golema
golema
Самарская ГРЭС

 
В субботу побывал на долгожданной экскурсии по Самарской ГРЭС, самой старой электростанции Самары. Экскурсия была организована отделом по связям с общественностью ВоТГК во главе с Владимиром Громовым ([info]v_gromov ), за что хочу еще раз их поблагодарить. Надеюсь, что это не последняя моя встреча с энергообъектами Самары и в частности с Самарской ГРЭС.
8 мая Самарская ГРЭС отметит свое 110-летие. Именно в этот день состоялся официальный пуск первой в губернии электростанции. С 1900 года станция неоднократно достраивалась и перестраивалась, менялось оборудование, росла мощность, помимо электроэнергии добавилась и отопительная функция. Но давайте обо всем по порядку.

 
После прохождения кпп, делегация блоггеров из более чем 40 человек направилась в одно из служебных помещений административного здания.
 
Для начала Владимир Громов рассказал нам об истории появления в Самаре электричества и строительстве ГРЭС. К сожалению, я пропустил экскурсии на Самарскую ТЭЦ и Безымянскую ТЭЦ, но почти во всех отчетах читал об интересных рассказах Владимира. Действительно, г-н Громов оказался прекрассным рассказчиком, хорошо владеющим не только искусством риторики, но и разбирающимся в вопросах краеведения и истории энергообъектов региона.
 
После интересной лекции нам объяснили из чего состоит ГРЭС, предупредили о мерах безопасности на станции, и первая партия блоггеров отправилась осматривать территорию. Тем временем, оставшиеся и я в их числе, посмотрели еще один интереснейший материал. На этот раз это оказался документальный фильм про историю отопительной батареи, снятый в 2005 году. Телефильм вел тоже Владимир. Было очень интересно узнать о сохранившихся самарских дореволюционных батареях. К примеру, я никогда не слышал про батареи в здании художественного музея. Тем лучше, есть над чем работать:)
 
А вот эту батарею с модерновым рельефом, о которой тоже рассказывалось в фильме,  мы снимали за неделю до экскурсии в одно из домов на улице Куйбышева.
 
Из открытий так же была информация о системе отопления в особняке Курлиной. Оказывается, автономная система отопления была устроена так, что теплый воздух из подвала, где находилась топка, поступал по дымоходам, встроенным в полы и стены во всех помещениях. На выходе была заслонка, позволяющая регулировать поток воздуха или вовсе перекрывать его.
 
Досмотрев фильм, наша группа отправилась в путь. Первое, что нам встретилось при выходе из здания с бокового входа - необычный фонтан с фигурами пионеров. Думаю, ни у кого не возникает вопроса, по какому признаку выбирался цвет окраски трусов у скульптур.
 
Скульптуры необычные, немного даже страшноватые, но, однозначно, умиляющие.
 
Напротив фонтана располагается одноэтажное с надстроем кирпичное здание с готическими арками.
 
Судя по всему, это самый старый корпус электростанции, построенный в 1900 году. Раньше справа от него располагалась высокая кирпичная труба, которую мы еще увидим на одной из архивных фотографий.
 
Старость не щадит дореволюционную постройку. Было бы хорошо, если бы корпус отреставрировали. Не знаю, используется ли это здание, но оно было бы идеально для устройства музея ГРЭС или даже энергомузея Самары. Напротив корпуса есть отдельный въезд на территорию, фонтан. Его можно было бы огородить от остальной территории решеткой и пускать туда всех желающих, предварительно пропустив их через созданный на входе кпп. Размечтался я что-то:)) Хотя, может энергетикам понравится эта идея? Было бы хорошо:)
 
Следующий этап - глаынй щит управления. Тут начинается самое интересное.
 
Потолок с лепным и металлическим декором.
 
Я было подумал, что потолок может относится к строительству второй очереди станции, но тут обратил внимание на старую фотографию, вероятно, советского периода.
 
На фото видно, что потолок расположен гораздо ниже сегодняшнего, впрочем, такая высота могла быть только в начале зала.
 
Еще одна необъяснимая пока вещь - мраморный щит управления. По словам Владимира Громова, щит изготовлен из мрамора потому, что в то время банально не было другого типа диэлектриков, пластмасса еще не была изобретена. На самом деле, уже в 1916 году в Орехово-Зуево появился завод по производству карболита, хотя к этому времени щит мог быть уже установлен. Если же щит относится к первой очереди станции, то все становится на свои места. Второй вопрос состоит в том, зачем маленькой станции на 200 кВт огромный мраморный щит. Сейчас почти вся его поверхность используется, а на верхней фотографии мы видим, что большая часть пустует. Более того, нынешний мраморный щит длиннее того, что на архивной фотографии. Одним словом, вопросов много. Кто-то из блоггеров в отчете упомянул, что якобы на экскурсии рассказывали про уникальность самарского щита - единственного в мире, изготовленного из мрамора. Щит безусловно уникален, но были и другие. К примеру, электростанция, обслуживающая трамвай в Казани и построенная в 1899 году так же имела мраморный щит. Думаю, найдутся и другие примеры, а блоггер, скорее всего, ошибся и сотрудники ВоТГК такого не произносили.
 
На щите есть и дореволюционные приборы.
 


"Меньше вольтъ" - "Больше вольтъ"

По преданию, дореволюционные варшавские часы подарены Лениным Кржижановскому, а тот, в свою очередь, передал их в дар электростанции, носящей одно время его имя.
 
Есть приборы компании "Сименс и Гальске", а значит пора немного поговорить об истории строительства ГРЭС.
 
Первой компанией, откликнувшейся на объявление в петербургской газете о поиске лиц, желающих устроить электроосвещение в Самаре, была немецкая фирма "Сименс и Гальске", российским филиалом которой управлял брат Вернера Сименса, Карл фон Сименс. Несмотря на большую конкуренцию со стороны отечественных и европейских компаний, именно им и придется строить в Самаре станцию спустя несколько лет. В отличии от немецкой компании, многие подрядчики не готовы были строить станцию в кредит, а у города не было всей суммы, требующейся для оплаты.
8 мая 1900 года станция была торжественно открыта. На предприятии вырабатывалось 200 кВт, которых хватало на освещение драмтеатра, Струковского сада, Дворянской улицы и нескольких купеческих особняков.
Потребность в электроэнергии все время росла, поэтому уже через год на станции появился еще один генератор мощностью 50 кВт.

 
В 1912-1914 годах станция была реконструирована. Вернее, было построено новое здание, в котором расположились два дизельных двигателя с генераторами компании "Westinghouse" на 300 кВт каждый, а чуть позже установлены две паровые турбины мощностью 1600 кВт кажая. К сожалению,  панели с обозначением американской фирмы у меня получились не в фокусе, поэтому предлагаю посмотреть их в блоге Самарского Обывателя.
 
По имеющимся у меня данным, новое здание электростанции строилось по проекту городского архитектора Д.А. Вернера. К моему большому сожалению, от здания почти ничего не осталось. Оно было перестроено в советские годы.
 
Революционные события неблагоприятно повлияли на работу электростанции. Лишь в 1925 году станция смогла восстановить номинальную мощность в 3900 кВт, а в 1931 году произошла кардинальная реконструкция электростанции. Были установлены две новые турбины немецкой компании AEG, мощностью в 6000 кВт каждая. Максимальный срок использования турбин составлял 25 лет, но прослужили они гораздо дольше... 77 лет! В 2008 году одна из турбин была подарена немецкой фирме, которая взялась транспортировать ее в Берлин, где после реставрации, она займет место в музее, являя собой яркий пример качества продукции компании и демонстрируя высокий профессионализм работников Самарской ГРЭС, бережно использовавших турбину в течение 3/4 века.
В 1933 году станция впервые дала горячую воду для отопления зданий.
Следующие крупные изменения произошли уже перед войной, в 1937-1941 годах, когда мощность электростанции была увеличена с 24 до 31 МГВт, а количество вырабатываемого тепла выросло почти в 10 раз. На тот момент, это была единственная электростанция в Самаре, от работы которой зависела жизнь "запасной столицы". Сейчас Самарская ГРЭС обслуживает лишь несколько районов города, снабжая электроэнергией и теплом 37% жилых и общественных зданий.

 
На этой фотографии, насколько я понял, котельная уже не 1910-х, а более поздняя, реконструированная в 1931 году. Судя по всему, нынешний вид станция приобрела в 1937-1941 гг. НА одной из стен современной ГРЭС все еще сохранились детали, напоминающие здание с этого фото.

На сайте Георгия Бичурова эта фотография датирована 1931 годом. Думаю, что это один из щитов управления машинного зала, в который мы сейчас и заглянем.
 
Фотографировать в машинном зале было непросто. Я не привык к защитным каскам и никак не мог сфокусироваться, а времени у нас было не так уж и много. Посему, большую часть интересного, которую поснимали остальные, я прозевал:)
 

 
Как мне показалось, по стенам можно определить старую высоту этого корпуса.
 
Многочисленные звезды и другие советские символы есть как на фасаде, так и внутри, даже в машинном зале.
 
А это самая старая на сегодняшний день турбина ГРЭС, изготовленная на Ленинградском Металлическом заводе в 1937 году.
 
Ленинградская турбина и вид на машинное отделение.
 
Рядом с ленинградским агрегатом я заметил напольную плитку, которая мне, почему-то, показалось дореволюционной. Выяснив у Владимира Громова, что корпус построен в 1930-х, я все же усомнился в проихождении самой керамической плитки и тут Владимир вспомнил, что есть многочисленные отколотые плитки.
 
Как выяснилось, я был прав, и опять встреча со "старым знакомым".
 
Харьковский завод Бергенгейма, который уже встречался нам на лестничной площадке дворового входа в особняка Курлиной и на лестницах в "Арт-пропаганде" на Куйбышева, 68-70. Видимо, харьковская плитка была популярной и недорогой в те времена. Я считаю, что относится она, как и этот корпус, к второй очереди электростанции, построенной в 1912-1914 гг., но может оказаться и так, что ее постелили уже в 1930-х. Ведь на многих складах еще оставались остатки дореволюционных стройматериалов.
 
Впрочем, обратите внимание на напольное покрытие с фото времен гражданской войны.Судя по всему, та же самая плитка.
 
А здесь уже разнообразие плиток разной формы, произведенных в разные эпохи. После обнаружения плитки настроение у меня значительно улучшилось и фотографировать стало проще:)
 
Симпатичный штурвальчик в конце машинного зала.
 
Блоггеры наснимали кадров и решили немного расслабиться. Владимир Громов ([info]v_gromov ) фотографирует Самарского Обывателя (R) на его камеру.
 
"Вчера и сегодня".
 
Как нам рассказали сотрудники ГРЭС, надписи есть не только на полу, но и на крыше электростанции. Более того, наверху есть даже поэтические строки А.С. Пушкина "У лукоморья..."
 
Это уже ГРЭС со стороны Волги. Металлическая решетка и ворота.
 

 
Вид корпуса машинного зала со стороны Волги.

Оконные переплеты практически везде заменены на пластиковые, но, судя по всему, с сохранением оригинальной расстекловки, хотя, не видя старых фотографий, с уверенностью сказать не могу.
 
А это общий вид Самарской ГРЭС с Волги, снятый в прошлом году.
 
Похожий ракурс 1920 года (по данным Г.В. Бичурова). Обратите внимание, на фотографии видно две трубы. Труба, оставшаяся от первого корпуса электростанции и новая. Первую позже разобрали, собственно, как и вторую.
 
Сооружения для подачи угля уже несколько десятилетий не используются. ГРЭС работала вначале на нефти и мазуте, а потом долгое время на угле. ГРЭСовцы никак не могли добиться, чтобы их перевели на газ. "Спасение" пришло только со строителством здания Обкома ("Белый дом") на площади Славы. Приехавшему высокопоставленному чиновнику из Москвы черный дым, вырывающийся из труб Самарской ГРЭС, показался неэстетичным.
 
После этого станцию перевели на газ. В качестве резервного топлива служит мазут, стратегического запаса которого хватит на неделю.
 
Обойдя территорию по кругу, мы неспеша направились обратно в зал административного здания, с которого началась экскурсия.
 
Переплеты окон со стороны Волжского проспекта отличаются от выходящих на Волгу. Возможно, я поспешил с выводами по поводу их оригинальности.
 
В завершении мероприятия, на вопросы блоггеров ответили Владимир Громов и заместитель директора Самарской ГРЭС. А после всех ждали вкусные угощения с чаем из ГРЭСовской столовой.

Одно из реконструированных административных зданий с Волжского проспекта (мы находились в другом здании).
 
А это знаменитый памятник отопительной батарее, украшающий проходную ГРЭС.
 
Еще раз хотел бы поблагодарить работников управления по связям с общественностью Самарской ГРЭС Владимира Громова ([info]v_gromov ), Ирину Стрижову и Елену Прокофьеву, а так же руководство и работников Самарской ГРЭС за гостеприимство и вкусные угощения.:)
Надеюсь, что это не последний мой рассказ о первой самарской электростанции. Я надеюсь вернуться к этой теме, особенно, к строительству второй очереди станции под руководством Д.А. Вернера.

Архивные фотографии взяты:
У Андрея (
[info]ondryushka ) пл ссылке.
С
сайта Георгия Владимировича Бичурова.
Фотография Карла фон Сименса взята с
сайта музея Энергии.
Так же использованы статьи с интернет-портала "Самара сегодня",
отсюда и отсюда.

Tags: , , , , , ,

9 comments or Leave a comment
Comments
ania_ba From: ania_ba Date: April 30th, 2010 03:28 pm (UTC) (Link)
Фонтан это нечто:увидишь раз и не забудешь.:))
Автомат газировки!!!!!!!!:))И еще и памятник радиатору!))
Интересно очень,Армен,спасибо.:)
golema From: golema Date: May 1st, 2010 07:31 pm (UTC) (Link)
Этих автоматов там целых три!!!:))) К сожалению, они не работают, поэтому рядом современный поставили:)
ania_ba From: ania_ba Date: May 2nd, 2010 07:52 am (UTC) (Link)
Автомат уже тоже как памятник.)
jay_nektarkin From: jay_nektarkin Date: May 1st, 2010 08:31 am (UTC) (Link)
здорово, спасибо!
golema From: golema Date: May 1st, 2010 07:28 pm (UTC) (Link)
Рад, что понравилось.
nepolina From: nepolina Date: May 1st, 2010 10:13 pm (UTC) (Link)
Спасибо, Армен! Очень хороший репортаж и даже долгожданный. ГРЭС прекрасна как большой корабль.

P.S. под ником nepolina - Ирина Пахолова.
golema From: golema Date: May 2nd, 2010 06:35 pm (UTC) (Link)
Привет, Ирина! Рад, что тебе понравился репортаж.
А ГРЭС и правда напоминает большой корабль. Такое чувство, что "штурвалы" внутри корабельные:)
livejournal From: livejournal Date: March 24th, 2013 09:17 pm (UTC) (Link)

История Самарской ГРЭС

Пользователь chronograph сослался на вашу запись в записи «История Самарской ГРЭС» в контексте: [...] й, а чуть позже установлены две паровые турбины мощностью по 1600 кВт. 04. Армен говорит (ТУТ [...]
livejournal From: livejournal Date: March 24th, 2013 09:17 pm (UTC) (Link)

История Самарской ГРЭС

Пользователь chronograph сослался на вашу запись в записи «История Самарской ГРЭС» в контексте: [...] ws/142733/ , http://news.samaratoday.ru/news/151109/ и http://golema.livejournal.com/66242.html [...]
9 comments or Leave a comment