golem (golema) wrote,
golem
golema

Categories:

Самара. Кафедральный собор и главная площадь города. Вчера. Сегодня. Завтра.


Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Еще на плане губернского города Самара 1853 года в самой высокой его точке была выделена обширная площадь под стротельство кафедрально собора, однако, жизнь города, недавно ставшего губернским, требовала больших затрат. На строительство храма средств не хватало, поэтому этот вопрос все время откладывался.
Стоявший во главе епархии Преосвященный Самарский Епископ Герасим (Добросердов) не переставал призывать власти к строительству собора. Последнее из его хадатайств было написано в адрес губернатора 4 апреля 1866 года. По стечению обстоятельств, в этот же день произошло покушение на императора Александра II. Городским Обществом было единогласно принято решение ознаменовать спасение Государя постройкой собора во имя Христа Спасителя с приделами в честь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь чтимых церковью Святых, 4 апреля. 9 апреля было получено соизволение от императора, после чего начался сбор средств на постройку храма.


Фото с сайта ГАСО.
Пока шел сбор средств и проектирование здания, Губернатор Б.П. Обухов дал распоряжение очистить площадь под строительство.

Фотография площади до строительства собора. Фото с сайта Г.В. Бичурова.
На выбранной площади оказалось 102 дворовых места, принадлежавших разным владельцам.

План площади до строительства собора (1851 г.). Фото из журнала "Самарские судьбы" №11, 2007 г.
Сорока семи владельцам были выделены другие места, восемнадцать получили денежную компенсацию, тридцать семь были выселены в принудительном порядке, поскольку уже получили компенсацию ранее, но не покинули своих дворовых мест.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Торжественная закладка храма состоялась 25 мая 1869 года. По некоторым данным, во время своего визита в Самару в 1871 году, Александр II лично заложил камень в строящийся собор.

Строительство собора. Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Первоначально планировалось возвести собор подобно только что оконченному кафедральному собору в Вятке, построенному по проекту академика Александра Лаврентьевича (Карла Магнуса) Витберга. С целью изучения этой постройки в Вятку был коммандирован губернский архитектор М.Д. Муратов. По возвращению, Муратов предоставил Городскому Обществу проект собора, однако Общество решило, что размеры постройки не отвечают потребностям Самары. Требовалось увеличить храм вдвое, что и было сделано губернским архитектором, однако переработанный проект "не выдержал художественной критики" и утвержден не был. После этого Александр II поручил разработку проекта собора МВД. Министерство же возложило исполнение воли императора на члена строительного технического отдела МВД профессора архитектуры Эрнста Ивановича Жибера. Профессор Жибер спроектировал одноэтажный храм вместимостью 2500 человек, который и был утвержден императором.

План Соборной площади с зданием собора в центре (1898 г.) Фото из журнала "Самарские судьбы" №11, 2007 г.
Поскольку профессор Жибер не мог вести надзор за строительством храма, эта функция возлагалась на местных архитекторов. Фундамент собора вывел губернский архитектор М.Д. Муратов (1869-1870), после чего он перешел на другую должность и покинул Самару. Следующим зодчим, производившим надзор за строительством был городской архитектор Теплов (1870-1873). Затем коллежский ассесор Н.Я. Манфин (1873-1877), колледский секретарь Ю.К. Бем (1877-1878), Л.А. Редер (1878-1879), гражданский инженер Я.В. Кривцов (1879-1881), губернский архитектор А.И. Федоров (1881-1883).
Постоянная смена архитекторов вызвала и некоторые разногласия на и без того медленно производимом строительстве. Были случаи, когда подрядчики игнорировали мнение архитектора.


Фото с сайта Г.В. Бичурова.
В 1882 году работы по строительству были приостановлены. Спустя 13 лет после начала возведения храма строительное отделение Самарского ГУбернского правления решило освидетельствовать строительство собора, поскольку, по словам строительного отделения "в таком монументальном деле необходима большая осторожность". Отделение обнаружило (спустя 13 лет!!!), "что вообще, при постройке нет системы и таковая ведется как бы ощупью, а потому признавалось необходимым, чтобы при постройке находился постоянный архитектор, который бы выработал детальные чертежи сооружения и составил бы необходимые, математические расчеты устойчивости сооружения и пр." Признав конструкцию удовлетворительной, строительное отделение разрешило продолжить строительство тех частей сооружения, которые не могли повлиять на всю конструкцию. Перехватившему эстафету надзора за строительством городскому архитектору Гордееву (1883-1888) было поручено составить расчеты устойчивости постройки.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Имея расчеты, строительное отделение обратилось к директору института гражданских инженеров Борнгардту с просьбой осмотреть здание и проверить произведенные Гордеевым расчеты. Борнгардт отказался от этого поручения из-за болезни и 1885 году в Самару был приглашен профессор Жибер.

Судя по фотографии, облик собора после окончания строительства менялся. Фото с сайта Г.В. Бичурова.
После осмотра Жибер отметил, что, несмотря на то, что основные конструкции были возведены без предварительного изучения грунта, устойчивости конструкций и наличия детальных чертежей, в целом сооружение построено надежно и угрозы обрушения нет. Уезжая, профессор обратился к строительному отделению с просьбой прислать ему в Петербург подробные чертежи и разрезы уже построенной части, а так же образцы материалов, используемых при строительстве для проверки их доброкачественности. Строительные работы возобновились.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
В 1886 году строительного-технический комитет МВД направил в Самару ответ с рекомендациями по возведению купола и окончанием внешних строительных работ. Работа вновь пошла полным ходом.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Сменился очередной "надзиратель", им был И.П. Куроедов (1888-1889) и, наконец-то, к делу приступил классный художник А.А. Щербачев.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Несмотря на бесконечные проверки, в 1889 году на двух пилонах главного купола появились трещины. С целью очередной проверки был вызван из Петербурга профессор Жибер, который в течение двух дней осматривал постройку. Как и прежде, профессор попросил составить детальные чертежи конструкции и отправить ему в Петербург для расчета окончательных указаний по исправлению ситуации. Однако, Городская Дума решила не довольствоваться мнением одного специалиста. Кроме Жибера постройку осмотрел специально приехавший ради этого инженер-архитектор Кильвейн. По мнению Кильвейна можно было продолжать строительство, поскольку за столько лет здание настолько окрепло, что с ним мало что могло произойти.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Но и это не удовлетворило Городскую Думу и она пользовалась малейшей возможностью показать здание специалистам. Строящийся собор осматривали академик Шервуд, М.Н. Чичагов, главный инженер Оренбургской ж/д Савримович. Этим дело не закончилось и в 1890 году из Петербурга был направлен Тайный Советник Маевский для детального изучения ситуации. Маевский дал свои рекомендации и в июле 1890 года строительство возобновилось под руководством Щербачева.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Помимо основного здания, в процессе строительства, стало возможным обустройство нижнего храма, не входившего в первоначальный проект.

Фото с сайта Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Существовало два варианта отделки интерьеров храма, спроектированных Жибером.

Левый придел во имя чтимых православной церковью 4 апреля Святых. Фото с сайта Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Поскольку оба варианты требовали больших средств, окончательный вариант был исполнен по эскизам А.А. Щербачева, руководствовавшегося работами Жибера.

Правый придел во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Фото с сайта Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Наконец-то храм был окончен и 28-30 августа 1894 года освящен.

Главный престол во имя Спаса. Фото с сайта Нью-Йоркской публичной библиотеки.
В общей сложности строительство длилось 25! лет, пережило Александра II и главного попечителя А.Н. Шихобалова. На возведение собора было потрачено полтора миллиона рублей, большая часть из которых перечислялась из городской казны.
Так завершает свое повествование о строительстве собора один из его участников, Городской Глава (1884-1891) П.В. Алабин:
"Будущность нашего края, намъ, верующимъ въ непогрешимость пророчества одного изъ величайшихъ святителей земли русской, Св. Митрополита Московскаго Алексия, естественно представляется светлою и потому, нетъ сомнения много еще будетъ нашему краю случаевъ возлагать свои благодарственныя и памятныя жертвы на тотъ великий жертвенникъ, что воздвигнутъ ныне населениемъ Самарскаго края, во славу Божию, въ виде Храма, во имя Христа — Спасителя мира!"


Кафедральный собор Новочеркасска. Фото взято отсюда.
Существует мнение, что точной копией Самарского собора являются храмы в Новочеркасске и собор в Ревеле (Таллине). Если в случае с Новочеркасском есть большое сходство, то по поводу собора в Таллине, как мне кажется, допущена ошибка.

Кафедральный собор в Таллине (Ревеле).

Кафедральный собор в Таллине (Ревеле). Фото взято отсюда.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
После революции площадь была переименована из Соборной в Коммунальную, а собор был закрыт.
2 января 1930 года пленум президиума Самарского горсовета постановил: "Кафедральный собор передать Союзу строительных рабочих для переоборудования под Дом культуры Союза строителей". Группу, работающую над эскизным проектом реконструкции возглавил сын А.А. Щербачева Петр Александрович Щербачев.


Фото с сайта Г.В. Бичурова.
В марте 1930 года Москва отклонила проект реконструкции под ДК. Несмотря на все попытки П.А. Щербачева убедить власти в целесообразности переоборудования здания, горисполком принял решение: "Учитывая, что приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки требует огромных средств и что даже при больших затратах невозможно переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем требованиям, и исходя из необходимости быстрого форсирования строительства нового Дома культуры, Президиум Горсовета постановил:
1. Здание бывшего кафедрального собора разобрать.
2. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры.
3. Объявить конкурс на составление проекта нового Дома культуры".


Фото с сайта Г.В. Бичурова.
БЫло принято решение взрывать собор по частям. Взрывы производились по ночам и, судя по документам того времени, разборка шла медленно и плохо. Кирпич сразу же шел на строительство Дома промышленности, Дома красной армии, Радиодома. Строительный мусор использовался для засыпки оврагов, строительства фундаментальной плиты под новый ДК, для строительства дамбы и других объектов. Поскольку все близлежащие улицы были завалены строительным мусором. Вывозить его не успевали, в связи с чем, рядом со строящимся Домом промышленности был оборудован завод по переработке из мусора теплобетонных камней.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Разбор собора продолжался около четырех лет. Последней, весной 1935 года, взрывали колокольню. По рассказам одного из очевидцев: «Им осталось взорвать гигантскую четырехярусную колокольню. Ночной взрыз был ужасен. Яркая-вспышка света, и эта громадина как ракета устремилась в ночное небо. Она взлетела примерно на 20 метров и кусками рассыпалась по соборным садикам.»
Площадь после разрушения собора. Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Конкурсных проектов на постройку Дворца культуры было как минимум шесть. Три из них мы можем видеть ниже:

Конкурсный проект архитекторов А. Коневского и П. Щербачева. Фото с сайта ГАСО.

Конкурсный проект В. Щуко и В. Гельфрейха. Фото с сайта ГАСО.

Конкурсный проект Н. Троцкого и Н. Каценеленбошена. Фото с сайта ГАСО.
Лучшим был признан проект Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена. Судя по всему, проект со временем дорабатывался, поскольку постройка отличается от конкурсного проекта авторов.

План площади Куйбышева (1987 г.). Фото из журнала "Самарские судьбы" №11, 2007 г.
В отличие от собора, Дворец культуры расположен не по центру площади. Он смещен в сторону улицы Галактионовской.

Строительство Дворца культуры. Фото с сайта Г.В. Бичурова.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
Строительство Дворца культуры закончилось в 1938 году. Я не пишу подробно о здании Дворца культуры (Самарский академический театр оперы и балета), поскольку это здание, на мой взгляд, требует отдельного иллюстрированного поста.

Благоустройство скверов вокруг Дворца культуры. Фото с сайта ГАСО.
Таким образом, в 1938 году площадь Куйбышева приобрела нынешний вид. Вместо кафедрального собора в византийском стиле на площади расположился Дворец культуры имени В.В. Куйбышева - яркий пример советского неоклассицизма.

Площадка перед зданием стала местом проведения многих мероприятий, парадов, празднеств. На этой площади 7 нояьря 1941 года Ворошилов принимал военный парад. Параллельно со строительством здания скульптор М.Г. Манизер создал памятник В.В. Куйбышеву, официальное открытие которого состоялось 5 ноября 1938 года.

Подробнее рассмотреть памятник и прочитать информацию о нем можно здесь.
Сегодня Дворец культуры реконструируется. К сожалению, больше не существует тех интерьеров, в которых впервые была исполнена 7-я симфония Д.Д, Шостаковича.
А
самая большая площадь Европы под угрозой очередной реконструкции. Сформировавшемуся за 70 с лишним лет облику площади грозит уничтожение. Самарская епархия при поддержке городских властей выступает за воссоздание собора на площади Куйбышева.По мнению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, возрождение собора повлечет за собой обновление не только площади, но и всего исторического центра Самары. В прошлом году Владыкой было отправлено письмо в адрес губернатора с просьбой рассмотреть этот вопрос.

Мэр Самары Виктор Тархов по данному проекту заявил следующее: "Очень жаль, что в Самаре нет кафедрального собора. Строительство объекта подобного уровня обойдется примерно в один миллиард рублей... поэтому, думаю, что постепенно всем миром мы построим наш кафедральный собор..."
От главного архитектора города поступил следующий комментарий: "... Не менее важным на зачедании стало обсуждение вопроса по возведению новых храмов на территории города. Их планируется строить в радиусе пешеходной доступности для жителей. Епархия совместно с администрацией ведет планомерную работу по ранее разработанной схеме размещения православных культовых сооружений в нашем городе...
...Так, уже более десяти лет ставится вопрос о воссоздании Соборного храма на площади Куйбышева. Его нужно вернуть на первоначальное, историческое место. Не случайно, наши прадеды определили именно этот район для строительства главного собора Самары. Но в любом случае конкретное место его размещения будет обсуждаться с жителями нашего города".


Хотел бы напомнить г-ну Смирнову, что место для собора было выбрано из-за высокого расположения площади. Давайте сравним панораму города с Волги до революции и сейчас.

Фото с сайта Г.В. Бичурова.
На дореволюционной фотографии мы видим, что кафедральный собор расположен среди невысоких, 1-2-этажных зданий. Единственное, что мешает восприятию постройки с этого ракурса - это колокольня Иверского монастыря. Колокольни больше не существует, но:

Приблизительно тот же ракурс (немного дальше) сегодня. Вплотную к площади мы видем "свечку" на территории евроквартала, а сама площадь застроена многоэтажными зданиями. Собор на площади будет выглядеть совсем иначе, чем 115 лет назад. Кроме того, под вопросом сама возможность возведения этого сооружения, поскольку, как известно, под театром, а так же под площадью расположено бомбоубежище.
Самое печальное, что кроме администрации города, в поддержку восстановления собора выступают и некоторые депутаты губернской думы. К примеру, за строительство собора выступают Дмитрий Сивиркин и Михаил Матвеев.
При мысли об этом проекте каждый раз вспоминаю пост "Ночной кошмар архитектора Каценеленбогена".
Кроме восстановления собора есть еще один, не менее безумный проект.


Фото с сайта компании "Альфа-с"
Автором сего "шедевра" является Л.В. Кудеров, автор проекта "Муха" и безумного проекта "Муха-2", грозящего уничтожить облик другой площади города.

Фото с сайта компании "Альфа-с"
Проектом предлагается активное включение площади в структуру городского центра за счет размещения следующих объектов общегородского ранга:

-         подземного городского музея;

-         зданий культурно-рекреационного и торгового назначения;

-         бизнес-центра и гостиничного комплекса.

Все названные объекты, функционируя автономно, в то же время объединяются развитым подземным пространством площади, которое является продолжением вестибюля метро станции Театральная.

           В центре площади, в ее подземной части, предлагается разместить музей истории Самарского храма.

           В зоне двух скверов размещаются сооружения, имеющие структуру «дома-ландшафта». Они представляют собой террасированные городские скверы, на различных уровнях которых располагаются объекты культурно-рекреационного, торгового назначения, а так же ресторанный комплекс.

           Бизнес центр занимает атриумную часть высотного здания и имеет входы непосредственно с улицы Галактионовской. Гостиничный комплекс располагается на верхних этажах этого здания.

Фото с сайта компании "Альфа-с"
Мне кажется, что этот проект даже не заслуживает обсуждения.
Про проект собора. Многие сторонники его воссоздания говорят, что это покояние, что нужно восстанавливать соборы, снесенные в советские годы, на что епархия охотно соглашается. А что же делать с теми храмами по всей области, которые разрушаются? Церкви экономически не выгодно вкладывать деньги в их восстановление. Это не столица губернии, а глубинка. Кому же придется потом каяться?
Что будет с разрушающейся церковью Михаила Архангела в селе Павловка?


Фото Дмитрия Лобойко. Рассмотреть церковь подробнее можно здесь.
К сожалению, это не единственный пример разрушающегося, никому не нужного храма в Самарской области.
Давайте же "обновим площадь и исторический цетр города", потратим миллиард на строительство, "построим наш кафедральный собор"
А на остальные здания в историческом центре повесим таблички:

В работе над материалом использованы следующие источники:
Во имя Христа Спасителя кафедральный, соборный храмъ въ гор. Самаре, - Издание Самарской Городской Думы, 1894.

Главная площадь. Журнал "Самарские судьбы" №11, 2007.
Самара становится центром духовного возрождения. Самарский вестник архитектуры и строительства №9-12, 2009.

Tags: Жибер, Кудеров, Самара, Троцкий, Щербачев, архивные фотографии, архитектура, мартиролог, под угрозой, проекты, сталинский ампир, утраты, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →