?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Самара. Головкин К.П. Дом наук и искусств - golem — LiveJournal
golema
golema
Самара. Головкин К.П. Дом наук и искусств
К.П. Головкин. Чертеж фасада Дома наук и искусств. 1916 г.
Копия письма К.П. Головкина в Городскую думу.
В настоящее время помещение Самарского городского музея настолько тесно и переполнено разного рода коллекциями, что при дальнейшем поступлении предметов становится невозможным найти место для их размещения. Эта невозможность заставляет отложить на долгое время мысль снова обратиться ко всем русским художникам с просьбой пожертвовать что-либо из своих произведений и в научные и просветительные общества и музеи о присылке дубликатов, скульптурных слепков или каких-либо научных трудов.
Вновь народившись, военный отдел как города Самары, так и общий, тем более, если нам впоследствии пришлют что-либо из крупных предметов, а нам не откажут, если обратиться куда следует, - совершенно не находят себе места.
Поступающие в большом количестве на имя Самарской Архивной комиссии труды других русских Архивных комиссий и, наконец, периодические издания, газеты, журналы и пр., принадлежащие Городской библиотеке и музею, за десятки прошлых лет, и хранящиеся в беспорядке на хорах музея и в прихожей, - также не имеют своего безопасного места.
Всё это приводит к выводу: теснота и отсутствие места не дают возможности увеличивать, пополнять и сохранить в надлежащем порядке коллекции музея, не говоря уже о правильной систематизации.
Затем следуют другие недостатки:

Зал, занятый художественным отделом, совершенно не удовлетворяет своему назначению благодаря скудному освещению и окнам, выходящим на юг, - в первом случае картины полуосвещены и частью находятся совершенно в темноте, во втором - при солнце на картинах лежат яркие пятна его, не дающие возможности правильно видеть произведения.
Печи, отапливающие здание, не в состоянии поддерживать сносную температуру, так что зимой рискованно находиться в музее без пальто, и затем дымят, отлагая копоть на картинах и коллекциях, и грозят благодаря неисправности вызвать в случае пожара непоправимое несчастие и гибель ценных и редких предметов.
Потолки - особенно это заметно на хорах - ветхи и представляют возможность обвала.
Помещение библиотеки - также мало - тесно и темно.
Находящиеся внутри здания жилые помещения и кухни служащих и сторожей - недопустимы ввиду возможности пожара и постоянного кухонного запаха.
Нерациональное расположение комнат музея при малом штате сторожей не дает возможности строго и правильно следить за посетителями, благодаря чему были случаи пропажи предметов.
Все эти данные приводят к заключению, что городу пора подумать о постройке нового здания, могущего вместить в себя музей, библиоте¬ку, читальные залы, большой концертный зал, аудитории, кабинеты для научных занятий, обсерваторию, несгораемые помещения книгохранилищ и архива и пр., пр. - здания, которые можно было бы назвать:
«Дом наук и искусств»
«Дом просвещения»
или «Дворец наук и искусств»,
или «Дворец просвещения».
Архитектура и внешний вид этого здания, как храма, Должны быть импозантны, монументальны, и само по себе здание должно представ¬лять лучшее в городе, служащее его украшением и должно находиться на лучшем, видном даже с Волги месте, т.е. в районе Дворянской улицы.
Схема здания и внутреннее его содержание таковы:
Обширный вестибюль с мраморной лестницей делит здание на Две части: левую и правую.
Левая часть - нижний этаж занят: библиотекой, читальными зала-[Ми, курительной комнатой и комнатой выдачи книг.
Средний этаж - две аудитории и кабинеты для научных занятий.
Верхний этаж - громадный концертный зал размером приблизительно 22x10 сажен - вместимости на 2 - 3 000 человек.
Правая часть - все три этажа занимаются музеями всех наименований.
Под всем зданием несгораемый светлый подвал для книгохранилища и архивов, а также отопление и квартиры служащих.
Кроме перечисленных помещений - должно быть намечено при разработке плана - помещения квартиры заведующего музеем, библиотекарши и обсерватории с метеорологической станцией.
Отделы музея следующие:
Залы Императоров] Александр[а] II и Николая II
Художественный
Местного края
Промышленный
Городской - гигиена, медицина, школьное дело, просвещение, хозяйство, статистика.
Этнографический
Естественный
Минералогический
Археологический
Нумизматический
Военный 1914-1917 - Самара в войне
Исторический
Сельскохозяйственный
Кустарный и прикладных искусств
Библиографический
Древнецерковный
Педагогический
Частные коллекции
Борьба с пьянством, имени Челышева
Отдел революций (4/III [1 ]917 г.)
Сентябрь 1916 г.
Группа на здании «Свобода» (4) III 1917

Государственный архив Самарской области. Фонд 170, on. 4, ед. хр. 2, л. 1-2 об.



В Самарскую городскую думу от самарского купца
Константина Павловича Головкина
Предложение

Прилагая при сем чертежи фасадов и планы Дома наук и искусств, я - Константин Павлович Головкин, желая по мере сил внести посильную лепту в дело просвещения и украшения родного города Самары и на пользу дорогого Отечества, - предлагаю построить на свои средства вышеозначенное здание на следующих условиях - если они окажутся приемлемыми и будут одобрены и утверждены городом в лице городской думы.

1. На постройку этого здания я ассигную 600 000 рублей (шестьсот тысяч рублей) и в обеспечение моего предложения вношу в Государственный банк или казначейство 150 000 рублей.
2. Стоимость конкурса на проект здания принимаю на себя и
3. Принимаю на себя труд, безвозмездно, производить и наблюдать за постройкой здания и его оборудованием.
На условиях:
1) Город отводит мне бесплатно под постройку этого здания всё место, занимаемое ныне Николаевским приютом на углу Дворянской и Алексеевской улиц до Набережной улицы.
2) Ныне существующие здания приюта и службы поступают в мое распоряжение - будут разобраны и пойдут в постройку здания.
3) При согласии город должен дать мне возможность приступить к сносу старых зданий и возведению постройки нового здания не позднее 1 -го марта 191 ...г., переведя приют в другое место.
4) Постройка ведется под наблюдением архитектора /городского/, предоставленного мне безвозмездно городом и по соглашению со мной.
5) В случае нужды в работах по постройке участвует комиссия из гласных Думы, но с моего одобрения или выбора, и отдельные лица не имеют права вмешиваться в дело постройки.
6) Город оказывает мне содействие, где потребуется, дабы удешевить стоимость постройки, т.е.
дать бесплатно: воду, песок, гальку, глину, бутовый камень, место для склада материалов и пр.
7) Я лично, с помощью лично же мной приглашенных специалистов, размещаю отделы и коллекции музея, оборудую обстановку музея, библиотеки, читального зала, концертного зала, аудитории, каби¬нетов, обсерваторий, архивов и пр., пр., т.е. заказываю витрины, шкафы, мебель и пр.
8) Я занимаю пожизненно и бесплатно должность хранителя музея и всего здания и состою председателем музейной комиссии, которая, будучи автономной от управы, состоит из лиц, интересующихся благоустройством и процветанием музея.
9) Мне предоставляется бесплатно квартира с отоплением и освещением в здании музея, состоящая из ... комнат.
10) Музей существует на средства города по бюджету, утвержденному на каждый год Городской думой, и пред ней отчитывается представитель на 1-е января каждого года, отчет по приходу и расходу.
11) Доход, извлекаемый от сдачи концертного зала, аудитории от входной платы в музей, от продажи каталогов и пр., и пр., платы за пользование книгами библиотеки, поступает на пополнение коллек¬ции музея и на покупку книг библиотеки согласно постановлению комиссии по заведованию музеем и библиотекой - что также подлежит публичному отчету и перед Думой.
12) Состав служащих, жалованье, наем и увольнение их, плата за вход, за пользование книгами, за пользование залом, аудиториями и пр. и все распорядки музея - производятся через постановление музейной и библиотечной комиссии, она же ведает выпиской и покупкой книг, журналов и предметов для музея.

Примечания и объяснения к параграфам:
1. Мое предложение при непременном условии принять этот параграф, т.е. место Николаевского приюта полностью.
2 и 6. Желание иметь по этим параграфам некоторую экономию на счет города объясняется тем, что постройка может потребовать сумму, большую ассигнованной, что зависит от внутренней отделки и оборудования и во всяком случае желательно сделать всё возможно лучше и богаче.

7 и 8. Желание мне лично принимать участие в распорядках музея - исходит из естественного условия довести обстановку музея до известного идеала - что другое, новое лицо не сможет, не нарушая моих желаний, мои же желания вполне естественны при той затрате капитала, каким я иду в это дело.

9). Бесплатная квартира компенсируется бесплатной службой городу при музее.
При переходе музея и библиотеки в новое здание освобождается старое, что представляет большое и ценное имущество для города, что необходимо иметь в виду при вопросах, касающихся расходов, вызываемых новым зданием.

Отделы музея:
Художественный: картины маслян., темпера, акварель, гуашь, пастель и пр. Рисунки: карандашом, углем, пером, соусом и пр. Скульптура: гипс, мрамор, бронза, слон, кость, дерево. Репродукции: гравюры, офорты, фототипии, фотографии и пр. Архитектура и зодчество: планы, чертежи и пр. Альбомы с произведений искусства, художеств, фотографии, художеств, плакаты, мозаика.
Октябрь 1916 г.

Государственный архив Самарской области. Фонд 170, оп. 4, ед. хр. 2, л. 3-8 об.


Источник:
Возвращение к Головкину - Самара: Издательский дом "Агни", 2006, стр. 36-40


Tags: , , , , ,

10 comments or Leave a comment
Comments
icamel From: icamel Date: November 9th, 2009 06:47 am (UTC) (Link)
Первые два этажа правого крыла -- это то, что сейчас есть в виде дома Головкина, в котором дом пионеров?
golema From: golema Date: November 9th, 2009 04:39 pm (UTC) (Link)
Честно говоря, я не помню на каком из диагональных углов был приют, на этом или на том, где сейчас "Парус", но особняк Наумова(дом пионеров) построен на 15 лет раньше:
http://ondryushka.livejournal.com/136811.html#cutid1
karl_snov From: karl_snov Date: November 9th, 2009 06:13 pm (UTC) (Link)
Разрешите?
Вот здесь
http://geosamara.ru/samara/?defaultLayers=SM,SM13&x=3224&y=1416&scale=2
есть карта. Как я понимаю, примерно тех лет, м.б. чуть раньше.
Так вот там вроде как в этом квартале проектировались "Казармы жандармской команды" и "Здания арестантских рот".

Понятно, что это только планировали...
golema From: golema Date: November 9th, 2009 07:39 pm (UTC) (Link)
Спасибо за уточнение места и за ссылочку, неплохой ресурс.
А может казармы должны были быть ниже? За заводом?
С другой стороны, я не знаю, приняла ли Дума какое-либо решение по этому поводу.
icamel From: icamel Date: November 10th, 2009 05:18 am (UTC) (Link)
да, Наумова, конечно. Просто по первому взгляду на рисунок кажется, что где-то уже видел часть этого здания.
kraeham From: kraeham Date: November 9th, 2009 05:38 pm (UTC) (Link)
Об этом плане Головкина я знал, но сам план не видел.
Чего-то я почему-то книги этой "Возвращение к Головкину" вообще не видел.
Потому, спасибо.

Забавно:
"Нерациональное расположение комнат музея при малом штате сторожей не дает возможности строго и правильно следить за посетителями, благодаря чему были случаи пропажи предметов".

Еще интересно, что на свои деньги собирался строить.
golema From: golema Date: November 9th, 2009 07:47 pm (UTC) (Link)
Головкин жил этой идеей. Есть письмо в этом же сборнике, написанное им в Иркутске, будучи беженцем к различным лицам:
В силу переживаемых Россией событий мнеЮ как беженцу из Самары, приходится провести зиму в г. Иркутске.
Дабы использовать в интересах нашего музея это невольное проживание в далекой Сибири, я хотел бы собрать для Самарского музея какие-либо предметы по этнографии, археологии, палеонтологии и пр., и пр. - местного края. Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой ответить мне на следующие вопросы: Могу ли я приобрести и по какой цене костюмы и предметы культа, домашней обстановки и обихода якутов, бурят и других народов России... и т.д.
18 ноября 1918
По-моему этим все сказано:))
kraeham From: kraeham Date: November 9th, 2009 06:01 pm (UTC) (Link)
Еще думаю крепко он со своими художественными навыками потрепал нервы профессиональному архитектору Тепферу:))

Интересно, как у них шло сотрудничество при проектировании и строительстве дачи?
golema From: golema Date: November 9th, 2009 07:33 pm (UTC) (Link)
Да уж, думаю, не без этого. С другой стороны, Тепфер мог лишь корректировать проект Головкина.:)
From: (Anonymous) Date: January 15th, 2011 12:22 pm (UTC) (Link)

лучшие интернет казино

Статья отличная, но советую дополнить материалом, будет больше полезна!
10 comments or Leave a comment