?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Самара. Особняк Шихобаловых ("Дом с атлантами"). Часть вторая. Фрагменты интерьеров. - golem
golema
golema
Самара. Особняк Шихобаловых ("Дом с атлантами"). Часть вторая. Фрагменты интерьеров.
 

Продолжаем тему особняка Шихобаловых («Дома с атлантами»). Рассказ и фотоотчет про фасады здания можно посмотреть по ссылке.

Сегодня мы поговорим об интерьере здания, о том, каким он был и каким дошел до нас. К сожалению, особняк находится на реставрации. Большая часть декоративных элементов хранится в здании в закрытом виде. Поэтому поговорим о том, что удалось зафиксировать на фотокамеру. 
 

 
Войдя в особняк, мы попадаем в небольшую прихожую, с двумя дверьми.
 
 Правая дверь ведет в торговые помещения на первом этаже, окна которых выходят на улицу Венцека. О них я скажу пару слов чуть позже. Мы же с Вами пойдем прямо. Резная деревянная дверь, выведет нас в вестибюль парадной лестницы. Дверная рама оформлена хрустальными стеклами. Думаю, сама дверь имеет схожее оформление.

«Вестибюль главной лестницы в основном отделан дубовыми панелями. Слева у самого входа – вешалка, камин и над ним зеркало в дубовой раме. Плавные линии рамы перекликаются с цветочно-растительным орнаментом заполнения балюстрады дубовой резной лестницы: стилизованные подсолнухи перемежаются с виноградными гроздьями». Камин и зеркало в раме хранятся в особняке в закрытом состоянии.
 

Резная парадная лестница – одно из главных украшений особняка.

В 1990-м году, после долгих споров, из здания съехало-таки военное ведомство. В течение 4-х месяцев пустой особняк был под охраной военных - обычных солдат. Дубовые панели на стене вдоль лестницы были исписаны и исцарапана надписями, сообщающими кто из солдат и когда здесь был. В верхнюю часть балясины втыкался нож. Судя по повреждениям балясины, нож еще и метали.


Дубовые панели под лестницей.
 
Итак, вернемся к вопросу об авторстве. В предыдущем посте о «Доме с атлантами» я уже отмечал об общем сходстве с особняком Морозова в Подсосенском переулке, построенным Чичаговым и реконструированным Шехтелем.
 
Что касается интерьера. Самарские исследователи отмечают сходство парадной лестницы Шихобаловского особняка с лестницей в кабинете особняка Морозовой в Москве, на Спиридоновке. Кроме растительного орнамента, отмечается сходство в «принципе расположения скульптурных головок по торцу лестничной площадки».  
В конце июля я писал об особняке Стерлядкина в Сызрани. В интернете можно встретить информацию, что особняк сызранского миллионера построен по эскизам Ф.О. Шехтеля. Однако, авторство Шехтеля отрицают как сызранские исследователи, так и два крупнейших московских исследователя Е.И.Кириченко и М.В.Нащокина, документального же подтверждения не найдено.
В Сызрани я обратил внимание, что в декоре лестницы, как и в случае с шихобаловской усадьбой, использован подсолнух, хотя лестница в Сызрани гораздо скромнее самарской.

  
На повороте лестницы отведено место под пальму, огороженное латунной(?) решеткой,  так же имеющей цветочный орнамент.
 

 

 

У меня есть небольшая просьба. Если у кого-нибудь найдется фотография, позволяющая оценить лестницу в кабинете Морозова, прошу выложить в комментариях. Давно уже ищу достойную фотографию в интернете, но безрезультатно. Так же не исключаю возможности того, что в статье Натальи Басс допущена ошибка и имеется в виду не лестница не на Спиридоновке, а в Подсосенском переулке.



 

 

 

Стены вдоль лестницы покрыты росписью из листьев и стеблей. В советские годы стена регулярно красилась. В 1990-х на ней насчитывалось восемь слоев масляной краски.

По воспоминаниям Шихобаловых, на лестнице висела работа И.Е. Репина «Король Альберт».  Петр Иванович и Вера Лаврентьевна Шихобаловы известны и как коллекционеры. В течение более чем 10 лет ими приобретались работы русских мастеров рубежа веков, таких как И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Е. Маковский (пожалуй, самое значительное собрание работ Маковского среди провинциальных коллекций), В.Д. Поленов, М.В. Нестеров и др. Работы отбирались очень тщательно. В будущем их планировали подарить городу по примеру Третьяковых. В преддверии перемен 1910-х, почувствовав, что оставлять коллекцию в доме небезопасно, Шихобаловы поспешили передать ее в музей. 
 

В книге М.В. Нестерова «Из писем» опубликовано интересное письмо к его другу А.А. Турыгину от 27 марта 1916 года: «Вот ТВ на Союзе испытал тяжелые минуты – поколебалась твоя твердость, стал одолевать тебя враг рода человеческого – купить или не купить пейзаж Виноградова, (…) сотворил крестное знамение – оставил тебя лукавый, вернулся ты домой цел и невредим, без пейзажа. (…) А бес стал приставать к самарскому купцу-мукомолу, и тот купец не выдержал – купил пейзаж, купил много еще разных картин в Питере, а приехал в Москву – забрался на Донскую и здесь был снова искушаем и купил у Нестерова «Раба божьего» за 3000 рублей и увез в Самару. Вот оно что, все это на твоем «философическом языке» называется суетой сует, а по-нашему – все это и есть «жизнь» и в ней все на потребу и мукомол самарский. Приедет он на Волгу, да музей выстроит, да подарит его народу, и скажут мукомолу люди добрые спасибо, и враг будет посрамлен».
 
Почти под потолком – серо-розовая полоса растительного декора.

Лестница освещалась канделябрами по 2-3 лампочки в пучке.
< 

С лестницы дверь ведет в гостиную. Поскольку весь уцелевший декор гостинной на время упакован в специальные короба для хранения в здании, ограничусь ее описанием.

«Большой зал (гостинная) выдержан в стиле ампир… Светлые плоскости стены были отделаны искусственным мрамором: черным понизу и ярко-желтыми пилястрами. Последние гармонизировали с медными накладными деталями дверей из красного дерева…»
 
В одном из помещений особняка располагаются два атланта с фасада здания.

«Кабинет Павла Ивановича Щихобалова был отделан панелями красного дерева на высоту до 1,5 м, и дальше до потолка темно-бордовыми обоями под бархат. Перед простых форм камином зеленоватого мрамора стояли письменный стол, кресло. Кроме того, в кабинете стоял книжный шкаф (вся мебель была темного дуба), на стенах висели картины В.Е. и К.Е. Маковских. Из кабинета железная дверь, оформленная под красное дерево, ведет в комнату-сейф».
 
Переместимся на первый этаж, в торговые помещения, в которых велась оптовая торговля мукой. Мы можем рассмотреть железобетонное перекрытие между первым этажом и комнатой-сейфом. Использование желебетонной конструкции достаточно редкое явление для того периода. Лишь в 1908-1911 годах, с утверждением технических условий и норм, этот материал начал активно использоваться в строительстве.
 
В процессе реставрации были случаи, когда бригады рабочих спорили за право реставрации комнаты-сейфа. Рабочие надеялись обнаружить какие-либо ценности, которые Шихобаловы могли не успеть вывезти, постукивали по стенам в поисках пустот.

На первом этаже, в районе комнаты-сейфа находится небольшая арка, подпираемая двумя колоннами. Высота потолка в районе этой арки ниже общего уровня потолка в помещении. Не выдержав соблазна, рабочие решили проделать дыру в потолке и исследовать этот промежуток. Какого же было их разочарование, когда вместо драгоценностей они обнаружили тщательно перевязанную связку носков, оставленных, вероятно, кем-нибудь из служащих ведомства в далекие 30-40-е годы.
 
Ниши первого этажа, в большинстве своем, завершаются стрельчатым элементами.
Вернемся на второй этаж.
 
«Как и кабинет, будуар Веры Лаврентьевны Шихобаловой примыкал к залу. Оформление интерьера было многокрасочным – орнаментальная полоса росписи в верхней части стены и рельефный расписной потолок из папье-маше гармонировали с болотно-зелеными обоями в елочку под шелк, покрывавшими стену практически на всю высоту, и накладными позолоченными стилизованными колоннами по углам с коринфскими капителями…». 
Остаток обоев удалось аккуратно снять. По их образцу будут изготовлены новые.
 
В центре стоит белый мраморный камин, украшенный лилиями и листьями лавра.
 
Почти такой же камин расположен в особняке Сергей Викуловича Морозова в Подсосенском переулке, 21, на территории двора.
 

 
Буфетная.
 

 
«Столовая, как и вестибюль, в плане имеет форму подковы. Из нее несколько дверей вели: в гостиную, буфетную, большой коридор и на маленький балкон, выходящий во двор.

Стены столовой в нижней части были отделаны линкрустом с геометрическим орнаментом, верхняя часть окрашена краской зеленовато-болотного цвета. Под потолком –  тонкая золотая геометрическая полоса…»
 

 
«…Главное украшение столовой – большой камин, отделанный крупными изразцами в тон окраски верхней части стены. На одном из торцов цветы – желтые тюльпаны».
 
Поливные керамические изразцы напоминают те, что делались в то время в абрамцевских мастерских.
 
Безусловно, отсыл к творчеству Федора Осиповича Шехтеля весьма сомнительный, но и для творчества А.А. Щербачева эта работа необычна. Шихобаловы аргументировали авторство Щербачева тем, что в процессе его похорон делались остановки у каждого построенного им здания, в том числе и у «Дома с атлантами». Дело в том, что по ту сторону улицы расположен особняк Неклютина, совершенно точно построенный Александром Александровичем.

Существует два предположений. Либо Павел Иванович был знаком с семьей Морозовых и бывал в их доме, либо дом спроектирован кем-то из мастерской Ф.О. Шехтеля, а опытнейшие строители А.А Щербачев и Г.Н. Мошков осуществляли надзор за строительством.
При всем уважении к творчеству Щербачева, я считаю, что особняк спроектирован кем-то из московских или питерских архитекторов.

 

Немного о судьбе хозяев особняка и его самого. После Революции Павла Ивановича арестовали. Скончался он в 1929 году, проведя последние годы жизни в приобретенном домике на территории психиатрической больницы, где  он мог быть недосягаемым властям. В 1929 же Шихобаловым удалось уехать из Самары в Ленинград. Долгое время их судьба была неизвестна самарским историкам и краеведам. В 1950-е годы, стараниями Аннэты Яковлевны Басс были найдены следы семьи Шихобаловых в Москве и Ленинграде, где жила Вера Лаврентьевна и ее дочери. Вера Лаврентьевна Шихобалова скончалась в 1967 году, в возрасте 94 лет.

После революции особняк был национализирован. В нем находился венный трибунал. В начале 1990-х годов ведомство освободило здание. С ним исчезла антикварная мебель, оконные ручки, паркет в некоторых комнатах и многое другое. Вероятно, была попытка снять изразцы с камина, судя по всему, неудачная. Результатом этого является отсутствие нескольких плиток.

Самарскому Художественному музею досталось нелегкое наследство. Эпопея с особняком Шихобаловых длится почти 20 лет, вызывая постоянное недовольство общественности. 
Напомню, что до передачи комплекса Художественному музею, в нем располагалась военная прокуратура, а так же квартирно-эксплуатационная часть ПРИВО. Много лет велись судебные разбирательства по выселению жильцов и организаций из памятника федерального значения. Последний громкий процесс касался ООО "Аист-Т", выселенного из усадьбы в 2005 году. В данный момент в комплексе остается две квартиры, жильцы которых не согласны покидать их.
Кроме того, часть площади занимает ЖКХ, к сожалению, названия юридического лица я не запомнил (бывшее ПЖРТ - производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест). Интересно, что ситуация с этой организацией аналогична проблемам с "Аист-Т". ЖКХ занимает литеры Н и О на основании договора аренды с Департаментом управления имуществом г.о. Самара. Кроме того, в 2008 году ими был произведен захват литеры Л, взлом и замена замков. В заведении дела на нарушителя музею было отказано, поскольку у организации имеется договор аренды с муниципалитетом и на эту литеру.
Самое смешное, что все эти литеры да и вообще весь комплекс усадьбы являются собственностью Самарской области. Получается, что муниципалитет незаконно сдает в аренду областную собственность и получает за это деньги, не говоря уже о факте захвата нежилой площади. Иначе, как уголовщиной это не назовешь...
Что касается реставрации, на данный момент в особняке протравлен грибок и заменены перекрытия. Завершаются проектировочные работы. Это значит, что активная стадия реставрации не за горами.
Будем надеяться, что уже в ближайшее время мы сможем любоваться фигурами атлантов на любимом всеми самарцами особняке.

 

Материалы взяты из следующих источников:

Коллекционеры и меценаты России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея. Самара, 1998

Басс Н.И. История "Дома с атлантами" - особняка Павла Ивановича Шихобалова.

Басс А.Я. Самарские коллекционеры Шихобаловы и Аржанов

 

Хочу отдельно поблагодарить директора СОХМ Галину Владимировну Рябчук, разрешившую съемку в особняке, а так же сотрудника музея Марину Михайловну Берестову, сопровождавшую меня в процессе съемки.

Tags: , , , , , ,

27 comments or Leave a comment
Comments
ondryushka From: ondryushka Date: October 25th, 2009 10:52 pm (UTC) (Link)
Камин особо впечатляет. А поведение по отношению к нему ребят из военного трибунала вполне предсказуемо.

Нет новостей насчёт возможности знакомства с изнанкой дома Наумова?
golema From: golema Date: October 25th, 2009 10:57 pm (UTC) (Link)
Ответа на сообщение не получил, хотя видел человека в онлайне. Сейчас еще раз напомню. В конце концов, можем просто пойти к директору и попроситься. В Сызрани я именно так и сделал. Терять-то мы ничего не теряем.
ondryushka From: ondryushka Date: October 25th, 2009 10:58 pm (UTC) (Link)
Это точно.
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: October 26th, 2009 05:04 am (UTC) (Link)
1. почему никто не засудил военных за кражу имущества?
2. почему никто не засудит городских за своевольный захват и передачу чужой собственности третьим лицам с полученим материальной выгоды?
golema From: golema Date: October 26th, 2009 12:49 pm (UTC) (Link)
Все не так просто.
1. Нужно учитывать, что дело происходило в далеком 1990-м. Фактический осмотр здания с его содержимым стал возможен только при освобождении его военным ведомством. Сомневаюсь, что имелся полный перечень предметов интерьера, находившихся в особняке за несколько месяцев до передачи. Как говорится, не пойман - не вор. Сам процесс смены хозяина очень болезненным, поэтому музей был рад хотя бы тому, что здание удалось "отвоевать".

2. Что до муниципалитета. Удивительно, но город до сих пор пытается оспорить право собственности на данные объекты.
Несмотря на то, что в 2004 году была поставлена жирная точка в этом вопросе (смотри ссылку на решение суда), город продолжает настаивать на своем.
Дело потихоньку движется, музей не сидит на месте.
forsker From: forsker Date: October 26th, 2009 07:04 am (UTC) (Link)
Спасибо,очень за подробный и рассказ и подробную съемку деталей.К сожалению,в Подсосенском пер. еще не была,туда можно попасть обычным людям лишь 18 апреля и 18 мая и по записи,не могу помочь.
А паркет совсем не сохранился или фрагменты есть?Стекла в интерьере с фасками,а вот на фасадном(вогнутое)без,может оно советского времени.
golema From: golema Date: October 26th, 2009 12:59 pm (UTC) (Link)
Спасибо.
Паркет сохранился. Весь ли, я, к сожалению, не знаю.
Думаю, что именно вогнутое стекло оригинальное. Обратите внимание на левое окно. Там, судя по всему, заменили стекло на обычное, справа же сохранился дореволюционный вариант.
forsker From: forsker Date: October 26th, 2009 03:13 pm (UTC) (Link)
Точно не скажешь,родное или нет,но в 30-е могли сделать и вогнутое.
Я нашла несколько фотографий керамических плиток один ко дном как на камине.Из главного дома усадьбы Муромцево Владимирской обл.,арх.П.С.Бойцов.Не знаю,откроются ссылки,я впервые,но попробую.
http://img-fotki.yandex.ru/get/4004/dunaanna.2/0_16769_96e0f7ed_L.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4003/dunaanna.2/0_1676a_50afc43f_L.jpg
golema From: golema Date: October 26th, 2009 06:05 pm (UTC) (Link)
Ух ты... Мне казалось, что эти изразцы могли бы быть уникальными... нтересно, откуда они? Где произведены?
Все-таки я сомневаюсь, что в 1930-е в Самаре кто-нибудь этим стал бы заниматься.
Насколько я знаю, эти стекла отличаются особой прочностью.
forsker From: forsker Date: October 26th, 2009 07:30 pm (UTC) (Link)
В Германии часто покупали и в Росии были свои заводы.Место,где произведена именно эта керамическая плитка не знаю,обычно на обратной стороне ставили клеймо.В Муромцево не нашла цельной плитки,вот несколько фотографий,оттесков клейм на растворе,но они не читабельны,я не разобрала.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3902/dunaanna.2/0_16778_f7d2f1eb_L.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4001/dunaanna.2/0_16779_23c2d88e_L.jpg
Там же на стене были остатки зеленой плитки.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3904/dunaanna.2/0_1677a_871c992f_L.jpg
golema From: golema Date: October 27th, 2009 01:27 pm (UTC) (Link)
Я вот все пытаюсь понять как строился особняк и как задумывались интерьеры. Наталья Басс, главный архитектор проекта реставрации считает, что в проекте особняка есть составные части всех четырех конкурсных проектов, о которых я писал в первом посте + сходство, пусть и внешнее, с Чичаговской работой.
С интерьерами то же самое. Возможно Шихобалов был знаком с семьей Морозовых и особняк с интерьером проектировались по его запросу, аналогично отдельным деталям разных построек, понравившимся ему.
С плиткой получилось очень интересно. Вот бы еще знать, какой был рисунок в усадьбе Муромцево.
forsker From: forsker Date: October 27th, 2009 02:45 pm (UTC) (Link)
Я,к сожалению,не видела чертежи четырех конкурсных проектов,не могу ничего сказать.
Но мне,кажется,раскрыть замысел архитектура,в первую очередь,могут его личные записи,подписные чертежи проекта,может,переписка,одним словом архивные материалы.А так,сложно понять,что было в голове у архитектора на тот момент,когда он проектировал,и какое задание он получил от заказчика тоже важно.
Плитка на камине особняка Шихобаловых более ценна,она сложилась в рисунок(тюльпан)и полностью сохранилась.В Муромцево,как я смогла понять,основной фон стены был из однотонной зеленой плитки,а плитка с рисункам шла поверху ввиде каймы.
http://img-fotki.yandex.ru/get/4005/dunaanna.2/0_167c9_74ef36ec_L.jpg
Общий вид помещения,где эта плитка находится.
По-моему,по Муромцеву очень много старых фотографий в Ежегодниках начала 20 в.,но не думаю,что это помещение там есть,это маленький холл :)
golema From: golema Date: October 27th, 2009 09:59 pm (UTC) (Link)
Согласен с Вами. У меня есть внешний облик усадьбы в четырех онкурсных вариантах. Качество не очень хорошее, они из книги, но я могу отсканировать в максимально хорошем качестве, если желаете.
С автором дело непростое. В архивах я не смотрел, если получится, дойду-таки до него. Если доверять статье Басс, авторство Щербачева не доказано. Однозначно, он участвовал в строительстве, но проектировал ли он усадьбу - неизвестно.
К примеру, до конца 80-х считалось, что А.А. Щербачев проектировал и строил особняк Сурошникова в Самаре, однако выяснилось, что первоначальный проект принадлежит Шехтелю, а Щербачев руководил непосредственно строительством, возможно, внося некоторые коррективы в проект.
forsker From: forsker Date: October 28th, 2009 05:10 am (UTC) (Link)
Специально сканировать ради меня,я думаю,не стоит,большое спасибо.Конечно,интересно посмотреть,но,во-первых,я не видела здание,что называется живьем,а это тоже очень важно,для понимания замысла.Но атрибуция без точных архивных данных не возможна,могут быть лишь предположения.
golema From: golema Date: October 27th, 2009 04:55 pm (UTC) (Link)
Благодаря http://rodandrew.livejournal.com/, разобравшего надпись, выяснилось, что плитка изготовлена Villeroy et Boch Mettlach http://community.livejournal.com/arch_heritage/467078.html?thread=4160134#t4160134, а так же выяснилось, что точно такие же изразцы есть в облицовке вестибюля ус. дома Д.Г.Бурылина в Иваново.
http://fotki.yandex.ru/users/rodandrew/view/102305/?page=0
http://fotki.yandex.ru/users/rodandrew/view/102304/?page=0
forsker From: forsker Date: October 27th, 2009 06:22 pm (UTC) (Link)
Ну вот,общими усилиями провели целое расследование по данному типу плитки,даже радостно от этого:)Можно было бы сделать отдельный пост про нее и показать ее в интерьерах трех зданий,где она уже нам встретилась.
golema From: golema Date: October 27th, 2009 09:37 pm (UTC) (Link)
Я даже не ожидал такого, и впрямь радостно:)
Про пост и я подумал. Не могли бы Вы предоставить оригиналы фотографий для этой цели?
(Deleted comment)
golema From: golema Date: October 26th, 2009 01:18 pm (UTC) (Link)
Интерьеры Шихобаловского особняка намного роскошнее, взять ту же лестницу.
1. Информация про Дом с атлантами есть в "Модерне в архитектуре Самары". В 10 томе Всеобщей истории архитектуры, изданной "Издательством литературы по строительству"(?), на 125 странице, особняк назван одним из лучших произведений провинциального модерна.
Про мастерскую ВГК напиши подробнее, пожалуйста. Постараюсь сегодня связаться с Ваганом Гайковичем по этому поводу.
2. Задумка неплохая, но доведут ее до конца или это так, от нечего делать? А кто этот Илья Сульдин?
3. Спасибо-спасибо:) А чего ждать, лучших времен?:))
4. Я в двухнедельном отпуске. Если появится свободная минутка, постараюсь забежать обязательно.
golema From: golema Date: October 26th, 2009 01:22 pm (UTC) (Link)
Про Сульдина поискал. Дамс, вот что значит, мало интересуюсь самарской фотографией:))
(Deleted comment)
golema From: golema Date: October 26th, 2009 02:45 pm (UTC) (Link)
Ага, может со старшеньким забегу:)
Вот только Сульдин в самом начале умудрился ошибку допустить:
http://vkontakte.ru/photo-12559553_141757166?
А памятников, напомню, 901:))
(Deleted comment)
golema From: golema Date: October 26th, 2009 03:05 pm (UTC) (Link)
КСССовцы упорно писали, что это работа Мошкова, хотя дом строил Квятковский:)
Я готов поделиться имеющимся у меня фотоматериалом.
(Deleted comment)
golema From: golema Date: October 26th, 2009 01:02 pm (UTC) (Link)
Лично Рите Фединой я не писал, хотя часто выходил по ссылкам на ее страничку на фотосайте во время сбора материалов. Нужных фотографий там не оказалось. Спасибо за подсказку, обязательно ей напишу.
bruxelloise_ru From: bruxelloise_ru Date: October 26th, 2009 11:02 am (UTC) (Link)
В центре стоит белый мраморный камин, украшенный розами и венком из листьев лавра
Вы, наверное, описАлись- это не розы ,а лилии.
golema From: golema Date: October 26th, 2009 11:33 am (UTC) (Link)
Большое спасибо, исправил. Толком не присмотревшись к деталям этого камина, использовал описание из статьи А.Я. Басс.
bruxelloise_ru From: bruxelloise_ru Date: October 26th, 2009 11:10 am (UTC) (Link)
Да и листья лавра не в венке. Эта неточность компрометирует такой хороший и интересный репортаж, поэтому пишу , а не из желания придраться или чего еще..
be_ba_be_boh From: be_ba_be_boh Date: October 27th, 2014 11:42 am (UTC) (Link)
Потряс. (Нет перехода сюда из первой части, пришлось набирать для поиска название)
Готикой они все-таки все вдохновлялись, стрельчатые арки как-то совсем не увязываются с ренессансным атлантом и с урной на крыше, но куда ж без них! Мне, конечно, дверная рама понравилась и роспись стен. А вот лепной букет красивый, но я больше люблю чертополохи, которые смотрелись вычурно, декоративно и более утонченно.
27 comments or Leave a comment