?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Самарская хоральная синагога - golem
golema
golema
Самарская хоральная синагога

Уже несколько месяцев была мысль написать про Самарскую хоральную синагогу. Останавливало отсутствие фотографий интерьера. Около месяца назад мне удалось-таки осмотреть синагогу изнутри, а так же появились новые подробности, связанные с будущим этого здания.
Прежде чем начать расказ, хочу уточнить для несамарцев, что синагога расположена в самом центре города, в нескольких кварталах от пешеходной зоны ("Самарского Арбата").

А начнем мы с истории постройки синагоги и автора проекта.

В 1903 году, в связи с ростом прихода и сравнительно небольшой площадью имевшихся молельных домов, собранием прихожан было принято решение о приобретении земельного участка под строительство синагоги. Разработку проекта поручили самарскому архитектору Зельману Вениаминовичу Клейнерману.

Зельман Вениаминович Клейнерман родился в 1867 году. Закончил Белостокское реальное училище, а затем Строительное училище в Петербурге (1891). Молодой архитектор начинал карьеру младшим инженером в Самарском строительном отделении. Уже в 1900-х годах Клейнерман - востребованный архитектор. Вплоть до революции Зельман Вениаминович занимается частной практикой. Им строятся доходные дома, общественные и культовые сооружения. На визитной карточке Клейнермана можно прочитать следующее:
Архитектор Губернского Правления
З.Клейнерман.
Саратовская улица, дом Челышева.
Составляет с ручательством за утверждение церковные планы с наблюдением. Исполнил постройки в селах: Стюхино, Старые узели, Степановка, Сурметъ, Новотроицкая, Старое Семенкино, Исайкино, Лобовка, Воскресенка, Кандызъ-Андреевка, Сергушкино, Кузайкино-Семеновка, Васильевка, Погромное, Невежкино, Кулешовка, Малая Малышевка, Перевозниково, Кузьминовка, Бобровка, Кутуши-Новая Самарка, Широченка, Бурдыгино, Байгровка, Дмитриевка, Тростянка-Тамбовка, Жестянка, Романовка, Криволучье-Ивановское-Родионовка, Дмитриевка, Пестравка, Романовка, Самовольно-Ивановское, Красная Поляна, Мокша, Приютное, Новая-Елюзанская, Давыдовка, Украйна, Орловка, Старая Порубежка, Б.-Глушица, Медынка, Кирсановка, Ерыклинскъ, Новое Матюшкино, Титовка и др.


З.В. Клейнерман относится к ярчайшим зодчим Самары начала ХХ века. Сложно представить архитектурный облик города без построенных им зданий. Три постройки Зельмана Вениаминовича можно посмотреть по ссылкам:
Доходный дом доктора Медицины М.А. Гринберга (улица Самарская, 138/Рабочая, 20)
Доходный дом книготорговца С.А. Гринберга (улица Молодогвардейская, 70)
Доходный дом Титулярного советника В.Е. Прахова (улица Самарская, 151/Рабочая, 22)
После революции Клейнерман архитектурной практикой больше не занимался. По некоторым данным он был арестован в 1919 и некоторое время находился в заключении в Самарской городской тюрьме. В 1930-х работал инженером. Судьба зодчего с 1930-х годов нам не известна.

Синагога строилась с 1904 года по 16 июня 1908 года, с перерывами. 31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение храма.
Клейнерман спроектировал синагогу в псевдомавританском стиле. В своем дальнейшем творчестве, Зельман Вениаминович ни разу больше не обращался к этому стилю.
Прямоугольное здание, напоминающее по своей форме ковчег, разчленено на три нефа - два боковых и центральный, превосходящий их по величине. Центральный неф завершается куполом с расположенной на нем шестиконечной звездой. Судя по фотографиям, металлические(?) шестиконечные звезды располагались, как минимум, на восьми башенках. К сожалению, ни одна из этих деталей не сохранилась.


Над центральным входом в здание синагоги находится большое окно, расстеклованное в форме "звезды Давида". Нужно сказать, что большинство круглых окон имеют аналогичное оформление. Из крупных окон нужно отметить окна на боковых фасадах, а так же ступенчато расположенные четыре окна, освещающие лестницу. У меня не нашлось удачных фотографий этой части бокового фасада, поэтому предлагаю посмотреть отличное фото в "Википедии".

Это же окно изнутри.


Еще один признак мавританского стиля - чередующиеся полоски из белого и темно-красного кирпича, которыми оформлены все фасады синагоги.

"Звезда Давида" присутствует не только в переплетах окон и металлических навершиях. Два симметрично расположенных окна на центральном (западном) фасаде здания окружены кирпичной кладкой, имеющей форму шестиконечной звезды.

Еще одно окно центрального (западного) фасада.

Так оно выглядит изнутри.

Опять центральный (западный) фасад. Два окна с аналогичным обрамлением.

Вход с центрального (западного) фасада справа от парадного. В советские годы вход был замурован, а в 21-м веке украшен надписями, не нуждающимися в комментариях. Фотография сделана несколько месяцев назад. К счастью, надписи на сугодняшний день отсутствуют.

Левому входу повезло больше, чем правому.

Боковой (южный) фасад здания.

Деталь бокового (южного) фасада.

Окна третьего этажа заднего (восточного) фасада, сфотографированные с крыши пристройки, возведенной в советский период. Судя по всему, здесь располагалась еще одна большая звезда.

Деталь заднего (восточного) фасада.

Перекрытия пристройки, с крыши которой делались фотографии заднего (восточного) фасада.


Парадный вход в здание, как я уже отметил, располагается в центре западного фасада. Входная группа состояла из сильно выступающего тамбура с аттиком (утерян) с подковообразной аркой, подпираемой двумя небольшими колоннами. Как мы видим на этой фотографии, арка уничтожена, а тамбур совсем недавно использовался как трансформаторная будка.

Из тамбура вели двери в само здание синагоги. Вход замурован и является задней стенкой бывшей трансформаторной будки.

Так выглядет помещение, в которое попадал посетитель синагоги через парадный вход.

Справа и слева от входа располагаются двери, ведущие на лестницы. К лестничным площадкам так же можно было попасть через боковые двери на центральном фасаде.
Так выглядит лестничная площадка справа от входа. Сама лестница там отсутствует. Все окна лестничной площадки, вплодь до третьего этажа замурованы. Это дает основание полагать, что лестница в этой части синагоги утеряна. Влево мы повернем чуть позже, а пока пройдем прямо от парадного входа.

Впереди нас ждет еще одно препядствие - очередной замурованный проход.


Та же арка (слева) и вид на дверь в северном боковом фасаде.

Вдоль северной, южной и западной стен основного зала синагоги устроены хоры в виде галерей. Фотография сделана с одной из галерей первого этажа. К сожалению, в советское время галереи были соединены, что видно по дальним колоннам, не являющимся оригинальными. В данный момент эта конструкция, разделившая основной объем зала на три этажа, находится в крайне шатком положении. Между основанием галерей и пристроенными частями имеются пробелы, в которые свободно помещается человеческая рука. Немного забегу вперед и скажу, что эта конструкция в любой момент может сложиться как карточный домик.


Несмотря на то, что от богатейшего интерьера синагоги практически ничего не осталось, все еще можно встретить некоторые детали, как, например, вот эта литая металлическая колонна, подпирающая одну из галерей.

Судя по описанию интерьера, в нише на фотографии, находящаяся на восточной стене располагался арон-кодеш (киот) - алтарный шкаф, где располагались священные свитки.

Теперь вернемся к парадному входу в синагогу и повернем к левой двери, ведущей на лестничную площадку.

Массивная гранитная лестница - еще одна уцелевшая деталь здания.

Лестница заканчивается дверью, ведущей в верхнее помещение, в котором располагается центральное круглое окно. к сожалению, дверь оказалась закрыта.

Деталь лестничной площадки.

Одно из окон, главного (западного) фасада.

Еще одно подтверждение того, что вторая лестница утеряна. На фотографии в конце - бывшая лестничная площадка.

На втором ярусе нас встречает та же ситуация, что и на первом.

Через зубчатые арки можно заглянуть на искуственный третий этаж и увидеть закоптелый потолок синагоги. Т.к. наверх попасть не получилось, предлагаю посмотреть хорошие фотографии этого помещения, а так же синагоги в целом по ссылке.

Окна второго этажа.

Поскольку в здании практически нет окон, в нем обитает немало пернатых. Птенец прятался и явно не собирался позировать, но у него не было выбора.
Синагога просуществовала как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 года синагога была закрыта, а здание передано ДК имени III Интернационала. Вскоре бывшее здание синагоги занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х годов.


Теперь настало время сказать немножко о нынешней судьбе синагоги. В 1994 году здание было передано еврейской общине. Подразумевалось, что община должна была отреставрировать строение, находящееся в рабочем состоянии. Однако, по некоторым даным, средства, полученные из бюджета на реставрацию, были вложены в развитие хлебозавода. Через несколько лет завод все же прекратил существование, однако на судьбу здания это никак не повлияло. Несколько лет назад работа по реставрации синагоги все же началась. Петербургскими архитекторами был составлен проект реставрации, включающий в себя не только воссоздание интерьера, но и использование аутентичных материалов. Начался и сам процесс восстановления, но вскоре по непонятным причинам, он был остановлен.
В мае 2008 года на реставрацию синагоги было выделено 120 млн. рублей. Как были использованы эти средства - неизвестно.
Тем временем, здание ветшало. Ситуация усугублялась спором двух иудейских общин за право пользования памятником архитектуры.

Осенью 2008 года начальником регионального отделения Росохранкультуры был инициирован судебный процесс, в результате которого, в результате чего, 27 января 2009 года Арбитражный суд Самарской области прекратил действие договора между Росимуществом и ФЕОР (Федерация еврейских общин России). Этого бы не случилось, если бы не оглашение акта внеплановой проверки, гласившего, что: «здание хоральной синагоги находится в аварийном состоянии, бесхозно в течение многих лет, охрана памятника архитектуры регионального значения не обеспечена. Из-за отсутствия кровли, остекления оконных проемов и аварийного состояния междуэтажных перекрытий, как первоначальных, так и поздних, зданию угрожает обрушение несущих конструкций. Из-за открытого доступа посторонних лиц, в том числе БОМЖ, хоральной синагоге нанесен невосполнимый ущерб, утрачены внутреннее убранство, библиотечный фонд, архивы и фонды музея. Договорные обязательства пользователем здания хоральной синагоги - памятника архитектуры регионального значения - не выполняются. В целях его сохранения необходимо в срочном порядке провести комплексное обследование технического состояния здания с привлечением специалистов реставраторов и проектировщиков, а также провести противоаварийные работы».
Так же Дмитрий Лакоценин в интервью журналистам заявил: "Нынешний пользователь получил здание в рабочем состоянии, в свое время им поступали бюджетные средства на реконструкционные и ремонтные работы. И поначалу такие работы проводились - было подключено отопление и электричество, но дальше дело не пошло, в результате здание обветшало, и его разграбили. Здание синагоги, которое вместе со всеми интерьерами является федеральной собственностью, находилось без охраны, и всё, что, представляло хоть малейшую ценность, было вывезено. Например, была похищена историческая металлическая плитка, которая покрывала пол первого этажа синагоги, и по этому факту было возбуждено уголовное дело".


ФЕОР на этом не успокоилась и обжаловала это решение, в результате чего, Московский суд отменил решение Самарского Арбитража и здание вернулось ФЕОР с условием его восстановления до 2012 года. Решение само по себе странное. Здание запущено настолько, что оно вот-вот модет рухнуть. При этом, здание возвращается организации, которая довела его до такого состояния.
Параллельнос этим, Дмитрию Лакоценину было предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию.
После решения Московского суда, синагога была обставлена лесами. В самом здании, во время его осмотра, мы обнаружили два поддона силикатного кирпича. Нужно бы предположить, что это начало возрождения синагоги... но лично у меня есть на этот счет большие сомнения.
В четверг, в Тольяттинской газете "Хронограф" можно будет прочитать следующее:
"27 августа стало известно, что компании ООО «Реанта» (г. Самара), подавшей заявку на участие в открытом конкурсе по реставрации здания хоральной синагоги в Самаре, было отказано в допуске. В качестве причины отказа называется несоответствие имеющейся у компании лицензии на проведение работ. Начальная цена контракта составляет чуть более 5 млн. р. Будет ли проведен конкурс повторно в этом году или перенесется на следующий, станет известно на предстоящей неделе. Как же так? Конкурс на момент съемки еще не прошел, а в здании уже идут работы... Кроме того, возможно я в чем-то и ошибаюсь, но начинать процесс реставрации такого проблемного объекта с фасада,  не с фундамента, перекрытий, внутренних коммуникаций, демонтажа надстроенных перекрытий между галереями...
Есть мнение, что Самарская хоральная синагога является одной из крупнейших синагог в Европе.
Заблестит ли вновь "звезда Давида" на куполе? Будут ли радовать самарцев и гостей города отреставрированные фасады, или здание канет в Лету?
На эти вопросы пока никто не сможет ответить, а нам остается лишь любоваться открытками и фотографиями, на которых запечатлена былая роскошь Самарской хоральной синагоги.


В посте использованы фотографии с сайта Георгия Бичурова, а так же материалы и фотография проекта из книги В.Г. Каркарьяна "Модерн в архитектуре Самары".
Материалы, взятые из СМИ сопровождаются ссылками на статьи.

"

Tags: , , , , ,

70 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
kraeham From: kraeham Date: August 31st, 2009 11:46 pm (UTC) (Link)
Чуть-чуть добавлений.
Синагогу строили на усадебном месте купцов братьев Рябовых. Клейнерману помогал техник Института путей сообщения Рафаил Николаевич Маргулис. За бетонные работы и перекрытия отвечало московское акционерное общество "Альфонс Кустодис" под руководством инженера Иоганна Франца. 18 сентября 1906 года были проведены испытания пробной нагрузкой на перекрытия – мешками с землей. Рядом с синагогой было сооружено здание "Микво" (баня ритуального омовения). Кстати, это самое "Микво" соединялось трубопроводом с баней Челышева. 12 августа 1908 года синагогу открыли. Она была рассчитана на 1 000 человек. Синагога стала шедевром мировой архитектуры и включена в список 10 лучших синагог мира.

А деятельность этого ФЕОРа удивляет. Неужели эти господа не могут столько лет собрать необходимую сумму на восстановление? Ни в фонд мира, ни голодающим детям Африки, а на свой же храм!

Всё это напоминает почему-то анекдот про самарского шапочника Хаванова с Николаевской, рассказанный когда-то Демидовыми. Обращается к самарскому еврею Хаванову клиент, заказывает шляпу. Приходит потом заказчик через два дня, но шляпа ему не нравится. А Хаванов искренне успокаивает: "Ничего, я из неё тапочки себе сошью".

Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары.
(глава «Шапочник Хаванов с Николаевской»). Самара, 1992.
nekta_ja From: nekta_ja Date: September 1st, 2009 11:01 am (UTC) (Link)
А ещё кроме "Микво" в 1909 г. на Садовой, 59 в доме присяжного поверенного Фрейдмана была открыта еврейская библиотека. Также на пожертвования евреев, а книги и журналы на идиш и древнееврейском выдавались на дом.
t_samoylova From: t_samoylova Date: September 1st, 2009 02:17 am (UTC) (Link)
Да, впечатляет... Спасибо за информацию. Я сейчас у себя в блоге выложу материал, который пошел в сентябрьский номер журнала Performance. У нас там мало места, и фотографии всего две, но о проблеме мы написали.
golema From: golema Date: September 1st, 2009 08:59 pm (UTC) (Link)
Спасибо:)
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: September 1st, 2009 03:14 am (UTC) (Link)
Ну, так, наверное, часть из выделенных бюджетных миллионов пришлось потратить на московский арбитраж, чтобы не упускать и дальнейших возможностей по получению халявного государственного финансирования.
kraeham From: kraeham Date: September 1st, 2009 05:16 am (UTC) (Link)
Именно. Похоже, так и есть. К сожалению.

И все равно я не понимаю.
Синагога строилась исключительно на частные пожертвования.
Что же ФЕОР себя так не уважает, что не может собрать необходимую сумму, когда речь идет об их святом месте? Или хотя бы с умом использовать уже выделенные им огромные средства. Интересно было бы услышать этих их «феоровцев».

И вот это вот печально: «пропали библиотека, архивы и фонды музея».
А там, наверное, должны были быть бесценные документы Бровица Блюмберга, Вольфа Бобермана, самарской еврейской секты «Сефард» и т. д. и т. п.
М-да.
m7v13k From: m7v13k Date: September 1st, 2009 06:44 am (UTC) (Link)
А я неделю назад в Праге гуляла по Йозефову. Там на двух кварталах пять синагог. Одна модерновская, как ваша. Интерьеры - крутейшие!
golema From: golema Date: September 1st, 2009 07:50 pm (UTC) (Link)
Завидую Вам. Очень хочу попасть в Прагу. Вы наверно догадались, почему я golema?:)
(Deleted comment)
golema From: golema Date: September 1st, 2009 08:15 pm (UTC) (Link)
Согласен с Вами. Вот только после событий в Росохранкультуре, как бы не посадили тех, кто захочет посадить людей, "освоивших" эти деньги...

Я был на выставке. Настроение у меня было ужасное (с выставкой это никак не связано). Ходил себе тихонько по галерее, рассматривал хорошо знакомые работы Вагана Гайковича. Как и ожидал, в прастранстве выставочного зала работы смотрятся совсем иначе, чем в мастерской художника. Галерея у вас очень хорошая, но с "Викторией" я бы не стал ее сравнивать...
За все время, пока я там был (ушел я почти сразу же после поздравительной речи Завального), ограничился приветствием Вагана Гайковича и несколькими рукопожатиями.
Поэтому к Вам и не обратился, невнимательность тут ни при чем. Я-то Вас знаю в лицо, а Вы меня нет:)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
q_iber From: q_iber Date: September 1st, 2009 11:05 am (UTC) (Link)
о, спасибо за фото!!! - в этой синагоге прошли несколько лет моей жизни.

нет, я не исповедую иудаизм. просто при хлебозаводе в здании синагоги была кочегарка, в которой несколько лет я и прокочегарил.

моими коллегами, кстати, были весьма примечательные люди. можно сказать, цвет культуры нашего города.
например, поэт Александр Ожиганов

или, скажем, ныне доктор исторических наук Алексей Степанов, автор востребованных статей

о сложных боданиях вокруг синагоги у нас, заводских рабочих, информации было более, чем достаточно.

начнём с того, что на синагогу (и на суммы, выделяемые на её восстановление) претендовали целых две еврейских организации.

не знаю, помнит ли кто сейчас, но в те времена в Москве враждовали два всемогущих олигарха: Гусинский и Березовский. и тот, и другой в качестве моба поддержки подкармливали какие-то еврейские конгрессы. соответственно, это двоевластие спроецировалось и на Самару. одну организацию возглавлял некто К...н, другую некто Ш...р. ненавидели они друг-друга люто.
сначала победу в битве за синагогу одержал К...н. хлебзавод, ставший к тому времени акционерным обществом, неожиданно для всех, оказался членом-соучредителем культурно-просветительской организации "Возрождение". в наших трудовых книжках появились соответствующие записи. теперь прибыль от продажи хлебобулочных изделий пошла на ... ну, не буду конкретизировать, на что, дабы не затрагивать влиятельных по сей день лиц :)
видимо, те же лица освоили средства, выделенные муниципалитетом (тогда мэром был г-н Сысуев) и международными организациями на реставрацию историко-культурного памятника.
помню, как во дворе у нас долго и безуспешно ковырялась бригада армянских шабашников. в разговорах с армянами выяснилось, что деньги они делают из воздуха - главное, регулярно платить откат.
к теме не относится, но частенько в том же дворе стояли непрерывно меняющиеся машины сыновей директора АО, ходили слухи, что он их угоняет :)
самое забавное, что руководители АО, одновременно входившие в руководство "Возрождением", по пятому пункту евреями не были на разу. просто, так сказать, бескорыстные симпатизанты еврейской культуры.
потом, кстати, когда г-н К...н был отодвинут от денежных потоков, приблизительно тем же самым занялся г-н Ш...р.

в общем, обе еврейских организации совместными усилиями добились превращения ещё довольно крепкого здания в то, что теперь можно увидеть на фото.

кстати, местные историки утверждали, якобы еврейская община в 20-е годы прошлого века сама забросила здание. поскольку не в силах была его содержать. даже на косметический ремонт средств у обнищавших иудеев не хватало.
nekta_ja From: nekta_ja Date: September 1st, 2009 02:48 pm (UTC) (Link)
> кстати, местные историки утверждали, якобы
> еврейская община в 20-е годы прошлого века сама
> забросила здание. поскольку не в силах была его
> содержать. даже на косметический ремонт средств у
> обнищавших иудеев не хватало.
======
Ну да. Старики умирали, а молодёжь уже не хотела ходить в синагогу. И не модно было, да и не приветствовались ни иудеи, ни вообще религия. И лишь благодаря Исааку Нотовичу Либерману, который в годы войны был старостой самарской синагоги, и ещё нескольким интузиастам, она (синагога) и выстояла. В общем-то оказалось так, как и предполагал Либерман - самарские евреи были оторванными от своих национальных корней, постепенно утрачивали собственный язык, традиции, обычаи, не имели почти никакой поддержки, и как следствие, синагога оказалась им не нужна и стала постепенно умирать.

По мне, вот хоть бы купил бы какой-нить богатый человек здание и привёл в порядок.
Это ж здание-шедевр, не побоюсь этого слова...
nekta_ja From: nekta_ja Date: September 1st, 2009 11:45 am (UTC) (Link)
Моя родная бабушка была еврейкой. Правда не набожной. Тем не менее, всегда на еврейскую пасху покупала в синагоге-хлебзаводе коробку мацы, которую я очень любила и угощала всех своих друзей "пресным печеньем"...

А ещё, наша самарская синагога очень похожа на ленинградскую. Я даже сначала думала, что они построены по проекту одного и того же архитектора. Ан нет, оказалось. Над питерской потрудились Шапошников и Бахман и даже при участии/кураторстве архитектора Николая Леонтьевича Бенуа - деда известного художника Александра Бенуа. Самарская была построена на 20 лет позже питерской.
Только вот судьбы у них совсем разные.

Фотка Санкт-Петербургской.



Edited at 2009-09-01 03:04 pm (UTC)
golema From: golema Date: September 1st, 2009 07:18 pm (UTC) (Link)
Мацу обожаю до сих пор. Друг приносит нам ее каждый год.

Сходство Питерской и Самарской синагог заключается в мавританском стиле. Клейнерман учился в Петербурге и прекрасно знал это здание. Не исключено, что это повлияло на многие детали постройки. Не зря во время проектирования реставрации, было много консультаций и архивной работы именно в Петербурге.
isinda_bubuev From: isinda_bubuev Date: September 1st, 2009 02:44 pm (UTC) (Link)
очень интересно, спасиб!
golema From: golema Date: September 1st, 2009 07:19 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста:)
kraeham From: kraeham Date: September 1st, 2009 03:34 pm (UTC) (Link)
Да, фотографии современного состояния синагоги настоящие, исторические даже. Фоторепортаж, дайджест СМИ и ист. справка просто великолепные:)
Спасибо:)
golema From: golema Date: September 1st, 2009 07:22 pm (UTC) (Link)
Павел, спасибо:)
К сожалению, фотографии оставляют желать лучшего, историческая справка - вольная интерпретация главы о Клейнермане из книги Вагана Гайковича. Но все равно спасибо.:)
narayana_das From: narayana_das Date: September 5th, 2009 12:37 pm (UTC) (Link)

.....

Armen, na starix snimkax/risunkax, prjamo napominaet opernij teatr v Tbilisi. nu, ponjatnoe delo - stil' mavritanskiy.
golema From: golema Date: September 5th, 2009 12:42 pm (UTC) (Link)

Re: .....

У меня тоже ассоциация именно с нашей оперой:)


Оффтоп:
Спасибо за поздравления. Отвечу тебе чуть позже на пост. Сейчас идем гулять:))

gelavasadze From: gelavasadze Date: September 5th, 2009 05:09 pm (UTC) (Link)
с днем рождения, Армен
счастья, здоровья, всего самого самого наилучшего
и скорого приезда домой, хотя бы ненадолго
golema From: golema Date: September 5th, 2009 05:38 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо!:)
iremamari From: iremamari Date: September 5th, 2009 06:06 pm (UTC) (Link)
Поздравляю с Днем Рождения!
Извини, что здесь, но это самая последняя запись.
Чтобы все в жизни было хорошо и чтобы вокруг были радостные лица!
golema From: golema Date: September 5th, 2009 06:39 pm (UTC) (Link)
Спасибо!:)
blog_matveev From: blog_matveev Date: September 18th, 2009 10:40 am (UTC) (Link)
Да, спасибо за снимки, было интересно посмотреть изнутри.
castilla_y_leon From: castilla_y_leon Date: December 16th, 2013 08:32 pm (UTC) (Link)
И вы здесь!?)
From: (Anonymous) Date: March 6th, 2010 10:17 am (UTC) (Link)

Rest

Ваши сомнения, что начинать надо с фундамента, совершенно обоснованы.
Для этого необходимы исследования и проект (Питерскому проекту 10 лет, работать по нему к сожалению уже нельзя).
Появление лесов связано с необходимостью проведения противоаварийных работ.
Например, кирпичи венчающего карниза "башни" лежали без раствора (посмотрите внимательно на карниз южного фасада).
Поддоны с кирпичом (не только те, что Вы зафиксировали)действительно были использованы для противоаварийных работ.
Открытый конкурс - это федеральное финансирование, а установка лесов - финансирование "Иудейского религиозного общества г. Самары".

Здание миквы находилось к северо-востоку от синагоги под обычной четырехскатной кровлей (фрагмент виден на некоторых фотографиях нач. 20 в.). Сейчас остались фрагменты западной и восточной стены миквы.
golema From: golema Date: March 10th, 2010 10:12 pm (UTC) (Link)

Re: Rest

Большое спасибо за подробную информацию.
По имеющейся информации, реставрация должна завершиться в 2012, что подразумевает срочное выделение средств на сбор проектной документации и исследования. Более того, учитывая ответственность "Иудейского религиозного общества г. Самары" за нынешнее состояние, весь объем работ должен финансироваться не из бюджета, а из активов организации.
Судя по всему, конструкции, возведенные в советский период находятся так же в аварийном состоянии. Будут ливключать противоаварийные работы их демонтаж или временное укрепление?

Еще раз благодарю за комментарии.
Вы могли бы представиться? Я не настаиваю, просто хотелось бы знать имя комментирующего профессионала.
Надеюсь на Ваше понимание.

kuleshovatonja From: kuleshovatonja Date: April 13th, 2010 09:43 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
70 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]