golem (golema) wrote,
golem
golema

Category:

Самарская хоральная синагога


Уже несколько месяцев была мысль написать про Самарскую хоральную синагогу. Останавливало отсутствие фотографий интерьера. Около месяца назад мне удалось-таки осмотреть синагогу изнутри, а так же появились новые подробности, связанные с будущим этого здания.
Прежде чем начать расказ, хочу уточнить для несамарцев, что синагога расположена в самом центре города, в нескольких кварталах от пешеходной зоны ("Самарского Арбата").

А начнем мы с истории постройки синагоги и автора проекта.

В 1903 году, в связи с ростом прихода и сравнительно небольшой площадью имевшихся молельных домов, собранием прихожан было принято решение о приобретении земельного участка под строительство синагоги. Разработку проекта поручили самарскому архитектору Зельману Вениаминовичу Клейнерману.

Зельман Вениаминович Клейнерман родился в 1867 году. Закончил Белостокское реальное училище, а затем Строительное училище в Петербурге (1891). Молодой архитектор начинал карьеру младшим инженером в Самарском строительном отделении. Уже в 1900-х годах Клейнерман - востребованный архитектор. Вплоть до революции Зельман Вениаминович занимается частной практикой. Им строятся доходные дома, общественные и культовые сооружения. На визитной карточке Клейнермана можно прочитать следующее:
Архитектор Губернского Правления
З.Клейнерман.
Саратовская улица, дом Челышева.
Составляет с ручательством за утверждение церковные планы с наблюдением. Исполнил постройки в селах: Стюхино, Старые узели, Степановка, Сурметъ, Новотроицкая, Старое Семенкино, Исайкино, Лобовка, Воскресенка, Кандызъ-Андреевка, Сергушкино, Кузайкино-Семеновка, Васильевка, Погромное, Невежкино, Кулешовка, Малая Малышевка, Перевозниково, Кузьминовка, Бобровка, Кутуши-Новая Самарка, Широченка, Бурдыгино, Байгровка, Дмитриевка, Тростянка-Тамбовка, Жестянка, Романовка, Криволучье-Ивановское-Родионовка, Дмитриевка, Пестравка, Романовка, Самовольно-Ивановское, Красная Поляна, Мокша, Приютное, Новая-Елюзанская, Давыдовка, Украйна, Орловка, Старая Порубежка, Б.-Глушица, Медынка, Кирсановка, Ерыклинскъ, Новое Матюшкино, Титовка и др.


З.В. Клейнерман относится к ярчайшим зодчим Самары начала ХХ века. Сложно представить архитектурный облик города без построенных им зданий. Три постройки Зельмана Вениаминовича можно посмотреть по ссылкам:
Доходный дом доктора Медицины М.А. Гринберга (улица Самарская, 138/Рабочая, 20)
Доходный дом книготорговца С.А. Гринберга (улица Молодогвардейская, 70)
Доходный дом Титулярного советника В.Е. Прахова (улица Самарская, 151/Рабочая, 22)
После революции Клейнерман архитектурной практикой больше не занимался. По некоторым данным он был арестован в 1919 и некоторое время находился в заключении в Самарской городской тюрьме. В 1930-х работал инженером. Судьба зодчего с 1930-х годов нам не известна.

Синагога строилась с 1904 года по 16 июня 1908 года, с перерывами. 31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение храма.
Клейнерман спроектировал синагогу в псевдомавританском стиле. В своем дальнейшем творчестве, Зельман Вениаминович ни разу больше не обращался к этому стилю.
Прямоугольное здание, напоминающее по своей форме ковчег, разчленено на три нефа - два боковых и центральный, превосходящий их по величине. Центральный неф завершается куполом с расположенной на нем шестиконечной звездой. Судя по фотографиям, металлические(?) шестиконечные звезды располагались, как минимум, на восьми башенках. К сожалению, ни одна из этих деталей не сохранилась.


Над центральным входом в здание синагоги находится большое окно, расстеклованное в форме "звезды Давида". Нужно сказать, что большинство круглых окон имеют аналогичное оформление. Из крупных окон нужно отметить окна на боковых фасадах, а так же ступенчато расположенные четыре окна, освещающие лестницу. У меня не нашлось удачных фотографий этой части бокового фасада, поэтому предлагаю посмотреть отличное фото в "Википедии".

Это же окно изнутри.


Еще один признак мавританского стиля - чередующиеся полоски из белого и темно-красного кирпича, которыми оформлены все фасады синагоги.

"Звезда Давида" присутствует не только в переплетах окон и металлических навершиях. Два симметрично расположенных окна на центральном (западном) фасаде здания окружены кирпичной кладкой, имеющей форму шестиконечной звезды.

Еще одно окно центрального (западного) фасада.

Так оно выглядит изнутри.

Опять центральный (западный) фасад. Два окна с аналогичным обрамлением.

Вход с центрального (западного) фасада справа от парадного. В советские годы вход был замурован, а в 21-м веке украшен надписями, не нуждающимися в комментариях. Фотография сделана несколько месяцев назад. К счастью, надписи на сугодняшний день отсутствуют.

Левому входу повезло больше, чем правому.

Боковой (южный) фасад здания.

Деталь бокового (южного) фасада.

Окна третьего этажа заднего (восточного) фасада, сфотографированные с крыши пристройки, возведенной в советский период. Судя по всему, здесь располагалась еще одна большая звезда.

Деталь заднего (восточного) фасада.

Перекрытия пристройки, с крыши которой делались фотографии заднего (восточного) фасада.


Парадный вход в здание, как я уже отметил, располагается в центре западного фасада. Входная группа состояла из сильно выступающего тамбура с аттиком (утерян) с подковообразной аркой, подпираемой двумя небольшими колоннами. Как мы видим на этой фотографии, арка уничтожена, а тамбур совсем недавно использовался как трансформаторная будка.

Из тамбура вели двери в само здание синагоги. Вход замурован и является задней стенкой бывшей трансформаторной будки.

Так выглядет помещение, в которое попадал посетитель синагоги через парадный вход.

Справа и слева от входа располагаются двери, ведущие на лестницы. К лестничным площадкам так же можно было попасть через боковые двери на центральном фасаде.
Так выглядит лестничная площадка справа от входа. Сама лестница там отсутствует. Все окна лестничной площадки, вплодь до третьего этажа замурованы. Это дает основание полагать, что лестница в этой части синагоги утеряна. Влево мы повернем чуть позже, а пока пройдем прямо от парадного входа.

Впереди нас ждет еще одно препядствие - очередной замурованный проход.


Та же арка (слева) и вид на дверь в северном боковом фасаде.

Вдоль северной, южной и западной стен основного зала синагоги устроены хоры в виде галерей. Фотография сделана с одной из галерей первого этажа. К сожалению, в советское время галереи были соединены, что видно по дальним колоннам, не являющимся оригинальными. В данный момент эта конструкция, разделившая основной объем зала на три этажа, находится в крайне шатком положении. Между основанием галерей и пристроенными частями имеются пробелы, в которые свободно помещается человеческая рука. Немного забегу вперед и скажу, что эта конструкция в любой момент может сложиться как карточный домик.


Несмотря на то, что от богатейшего интерьера синагоги практически ничего не осталось, все еще можно встретить некоторые детали, как, например, вот эта литая металлическая колонна, подпирающая одну из галерей.

Судя по описанию интерьера, в нише на фотографии, находящаяся на восточной стене располагался арон-кодеш (киот) - алтарный шкаф, где располагались священные свитки.

Теперь вернемся к парадному входу в синагогу и повернем к левой двери, ведущей на лестничную площадку.

Массивная гранитная лестница - еще одна уцелевшая деталь здания.

Лестница заканчивается дверью, ведущей в верхнее помещение, в котором располагается центральное круглое окно. к сожалению, дверь оказалась закрыта.

Деталь лестничной площадки.

Одно из окон, главного (западного) фасада.

Еще одно подтверждение того, что вторая лестница утеряна. На фотографии в конце - бывшая лестничная площадка.

На втором ярусе нас встречает та же ситуация, что и на первом.

Через зубчатые арки можно заглянуть на искуственный третий этаж и увидеть закоптелый потолок синагоги. Т.к. наверх попасть не получилось, предлагаю посмотреть хорошие фотографии этого помещения, а так же синагоги в целом по ссылке.

Окна второго этажа.

Поскольку в здании практически нет окон, в нем обитает немало пернатых. Птенец прятался и явно не собирался позировать, но у него не было выбора.
Синагога просуществовала как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 года синагога была закрыта, а здание передано ДК имени III Интернационала. Вскоре бывшее здание синагоги занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х годов.


Теперь настало время сказать немножко о нынешней судьбе синагоги. В 1994 году здание было передано еврейской общине. Подразумевалось, что община должна была отреставрировать строение, находящееся в рабочем состоянии. Однако, по некоторым даным, средства, полученные из бюджета на реставрацию, были вложены в развитие хлебозавода. Через несколько лет завод все же прекратил существование, однако на судьбу здания это никак не повлияло. Несколько лет назад работа по реставрации синагоги все же началась. Петербургскими архитекторами был составлен проект реставрации, включающий в себя не только воссоздание интерьера, но и использование аутентичных материалов. Начался и сам процесс восстановления, но вскоре по непонятным причинам, он был остановлен.
В мае 2008 года на реставрацию синагоги было выделено 120 млн. рублей. Как были использованы эти средства - неизвестно.
Тем временем, здание ветшало. Ситуация усугублялась спором двух иудейских общин за право пользования памятником архитектуры.

Осенью 2008 года начальником регионального отделения Росохранкультуры был инициирован судебный процесс, в результате которого, в результате чего, 27 января 2009 года Арбитражный суд Самарской области прекратил действие договора между Росимуществом и ФЕОР (Федерация еврейских общин России). Этого бы не случилось, если бы не оглашение акта внеплановой проверки, гласившего, что: «здание хоральной синагоги находится в аварийном состоянии, бесхозно в течение многих лет, охрана памятника архитектуры регионального значения не обеспечена. Из-за отсутствия кровли, остекления оконных проемов и аварийного состояния междуэтажных перекрытий, как первоначальных, так и поздних, зданию угрожает обрушение несущих конструкций. Из-за открытого доступа посторонних лиц, в том числе БОМЖ, хоральной синагоге нанесен невосполнимый ущерб, утрачены внутреннее убранство, библиотечный фонд, архивы и фонды музея. Договорные обязательства пользователем здания хоральной синагоги - памятника архитектуры регионального значения - не выполняются. В целях его сохранения необходимо в срочном порядке провести комплексное обследование технического состояния здания с привлечением специалистов реставраторов и проектировщиков, а также провести противоаварийные работы».
Так же Дмитрий Лакоценин в интервью журналистам заявил: "Нынешний пользователь получил здание в рабочем состоянии, в свое время им поступали бюджетные средства на реконструкционные и ремонтные работы. И поначалу такие работы проводились - было подключено отопление и электричество, но дальше дело не пошло, в результате здание обветшало, и его разграбили. Здание синагоги, которое вместе со всеми интерьерами является федеральной собственностью, находилось без охраны, и всё, что, представляло хоть малейшую ценность, было вывезено. Например, была похищена историческая металлическая плитка, которая покрывала пол первого этажа синагоги, и по этому факту было возбуждено уголовное дело".


ФЕОР на этом не успокоилась и обжаловала это решение, в результате чего, Московский суд отменил решение Самарского Арбитража и здание вернулось ФЕОР с условием его восстановления до 2012 года. Решение само по себе странное. Здание запущено настолько, что оно вот-вот модет рухнуть. При этом, здание возвращается организации, которая довела его до такого состояния.
Параллельнос этим, Дмитрию Лакоценину было предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию.
После решения Московского суда, синагога была обставлена лесами. В самом здании, во время его осмотра, мы обнаружили два поддона силикатного кирпича. Нужно бы предположить, что это начало возрождения синагоги... но лично у меня есть на этот счет большие сомнения.
В четверг, в Тольяттинской газете "Хронограф" можно будет прочитать следующее:
"27 августа стало известно, что компании ООО «Реанта» (г. Самара), подавшей заявку на участие в открытом конкурсе по реставрации здания хоральной синагоги в Самаре, было отказано в допуске. В качестве причины отказа называется несоответствие имеющейся у компании лицензии на проведение работ. Начальная цена контракта составляет чуть более 5 млн. р. Будет ли проведен конкурс повторно в этом году или перенесется на следующий, станет известно на предстоящей неделе. Как же так? Конкурс на момент съемки еще не прошел, а в здании уже идут работы... Кроме того, возможно я в чем-то и ошибаюсь, но начинать процесс реставрации такого проблемного объекта с фасада,  не с фундамента, перекрытий, внутренних коммуникаций, демонтажа надстроенных перекрытий между галереями...
Есть мнение, что Самарская хоральная синагога является одной из крупнейших синагог в Европе.
Заблестит ли вновь "звезда Давида" на куполе? Будут ли радовать самарцев и гостей города отреставрированные фасады, или здание канет в Лету?
На эти вопросы пока никто не сможет ответить, а нам остается лишь любоваться открытками и фотографиями, на которых запечатлена былая роскошь Самарской хоральной синагоги.


В посте использованы фотографии с сайта Георгия Бичурова, а так же материалы и фотография проекта из книги В.Г. Каркарьяна "Модерн в архитектуре Самары".
Материалы, взятые из СМИ сопровождаются ссылками на статьи.

"
Tags: Клейнерман, Самара, архитектура, вандализм, мавританский стиль, под угрозой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →