?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
golem
golema
golema
О Сызрани и авторстве особняка Стерлядкина
Во время написания небольшой заметки об особняке Стерлядкина в Сызрани для одного краеведческого сайта, в очередной раз сильно захотелось съездить в этот славный город. Первый и последний раз я был там в 2009 году. Посмотрел далеко не все, да и то, что видел, хотелось бы рассмотреть еще раз. Кроме того, есть и конкретные темы, которые требуют внимания. В общем, я надеюсь, что в ближайшее время получится туда добраться и подробнее осмотреть этот замечательный уездный город.
А пока хочу еще раз сформулировать разные версии авторства одного из самых ярких памятников города - особняке почетного гражданина Сызрани Сергея Александровича Стерлядкина.



К сожалению, до сих пор остается под вопросом авторство этого здания. Существует несколько версий того, кто мог спроектировать этот роскошный особняк. По одной из них автором проекта является городской архитектор Сызрани Сергей Щербаков. Талантливому зодчему принадлежит авторство многих ярких зданий уездного города, однако, особняк Стерлядкина качественно выделяется на их фоне. Несомненно, что автором его является архитектор столичного уровня, каковым Щербакова, при всех достоинствах его построек, назвать сложно. Будучи ведущим архитектором Сызрани, Щарбаков мог вести надзор над строительством, поэтому ему могли приписать и авторство самого проекта. Аналогичные случаи встречаются в Самаре, когда архитекторам, осуществлявшим надзор, приписывали и сам проект. К примеру, особняк купца Сурошникова на улице Пионерской многие годы приписывали Александру Щербачеву, пока в музее имени Щусева не были найдены эскизы проекта, выполненные Федором Шехтелем.

Как раз один из пионеров московского модерна называется возможным автором особняка Стерлядкина. Сложно сказать, на чем основывается это предположение, но большинство исследователей отрицают эту версию. Во-первых, в декоре особняка используются прямые цитаты венского зодчего Отто Вагнера. Шехтель и архитекторы его уровня не занимались прямым цитированием. Версию Шехтеля отрицают и два крупнейших исследователя его творчества – Е.Кириченко и М. Нащокина.

Еще одна версия касается архитектора Александра Зеленко, по проекту которого примерно десятью годами ранее строился особняк Курлиных в Самаре. Сызранские исследователи отмечают общие композиционные принципы у этих двух построек. В качестве еще одного аргумента приводится использование керамической плитки на фасаде, что часто встречается на зданиях Самары. Эта особенность, надо заметить, не является уникальной и встречается не только в Самаре. Если говорить об использовании аналогичных материалов, то подобная плитка встречается в декоре лишь одного здания Самары. На особняке Субботиной-Маркисон имеются аналогичные перламутровые керамические вставки. Его автором называется самарский зодчий Михаил Квятковский. Если прибавить к весьма сомнительным аргументам тот факт, что Зеленко ко времени постройки особняка Стерлядкина жил и работал в Москве, то вопрос его авторства снимается.

Еще одна, наиболее неправдоподобная версия связана с именем архитектора Льва Фон Вакано – сына знаменитого самарского пивовара, долгое время жившего в Австрии. Во-первых, большинству (если не всем) исследователям неизвестны работы Льва Альфредовича, во-вторых для того, чтобы заимствовать в проекте черты австрийского модерна в начале ХХ века, совершенно необязательно было проживать в Австрии. Большинство самарских архитекторов, строивших в стиле модерн, к примеру, цитировали Отто Вагнера, мода на которого была распространена по всей Европе.
В общем, вопрос авторства пока остается открытым.


Tags: , , ,

5 comments or Leave a comment
Comments
krumza From: krumza Date: August 23rd, 2012 03:21 am (UTC) (Link)
А меня всегда удивляет, почему никогда не ищут авторов сызранских особняков среди симбирских архитекторов? Были там свои звёзды модерна, тот же Ливчак. В описываемое время он был в зените славы - самый модный архитектор губернии. А Шоде, так вообще жил только частными заказами. Они легко делали по желанию заказчиков и модерн, и неоклассику и всякую эклектику
golema From: golema Date: August 27th, 2012 09:51 pm (UTC) (Link)
Вполне может быть. Многие архитекторы в провинции выполняли работы столичного уровня. Тот же Вернер в Самаре. В Балаково, кстати, есть пример использования аналогичной плитки.
krumza From: krumza Date: August 28th, 2012 02:03 am (UTC) (Link)
Такую же плитку использовали в соседнем квартале на особняке Венедиктова, Советская, 13
su_mind From: su_mind Date: August 23rd, 2012 10:45 am (UTC) (Link)
Конечно, для имиджа города Сызрани было бы лучше, чтобы автором особняка был Шехтель, но истина дороже... Я согласен с тем, что вовсе не обязательно, чтобы им был исключительно столичный автор. В Вятке работал гениальный Чарушин, в Саратове - Карпенко, в Самаре - самоучка Мошков.... Почти в каждом городке в эпоху модерна были талантливые зодчие... Возьмем хотя бы равный по красоте сызранский особняк - Ревякина - он мог бы принадлежать любому гению вплоть до самых известных...
ezhevicka From: ezhevicka Date: April 26th, 2013 03:20 pm (UTC) (Link)
Спасибо! очень интересный и познавательный пост!))
5 comments or Leave a comment