?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
От деревянной крепости до стеклянных небоскребов - golem — LiveJournal
golema
golema
От деревянной крепости до стеклянных небоскребов
Друзья, простите, что в последнее время мало пишу и комментирую. Не всегда хватает времени для просмотра ленты. Постараюсь в скором времени это все же исправить, а пока хочу поделиться с вами первой (вводной) статьей проекта, начатого мной в субботнем номере "Волжской коммуны". я решил написать серию публикаций, посвященных архитектурным стилям, представленным в Самаре и их особенностям. Каждому направлению будет посвящена отдельная статья. Проект растянется как минимум на 3-5 месяцев. Публикаций получается не меньше пятнадцати. а пока предлагаю вашему вниманию вступительную статью. Получилась она немного скомканная, мне кажется, хотя это мое мнение как автора. Что скажете в целом? Как вам идея проекта?

Архитектурное наследие Самары, собранное за полтора века, включает в себя произведения практически всех основных стилей российского зодчества этого периода. «ВК» начинает серию публикаций, посвященных стилевому разнообразию в самарской архитектуре, основным тенденциям прошлого и настоящего, а также истории развития города на Волге.


С момента основания крепости Самара можно выделить четыре основных этапа развития города. Первый этап начинается с основания князем Григорием Засекиным крепости и заканчивается в 1851 году, когда город обрел статус губернского центра. Этому предшествовал один из крупнейших пожаров за всю историю Самары, который практически полностью уничтожил все постройки уездного города. Осталось совсем немного зданий, относящихся к тому периоду. Зато новый этап стал одним из самых богатых в архитектурном отношении.

С 1851 года и до революции 1917 года Самара активно развивалась, шагая в ногу со столичной модой, которая, в свою очередь, ориентировалась на передовые тенденции в европейской архитектуре. Классицизм успел проявиться здесь лишь в виде нескольких зданий, зато довольно широко представлен историзм, свойственный второй половине XIX века: неорусский стиль, псевдомавританский, неоготика. Особенно ярко заявил о себе стиль модерн, как губка впитавший традиции прошлого. Несмотря на то, что большая часть зданий, естественно, по уровню соответствует провинциальному городу, здесь встречаются и постройки, вполне достойные столиц. Связано это, в первую очередь, с тем, что для Самары проектировали такие именитые архитекторы, как Федор Шехтель, Александр Зеленко, Александр Фон Гоген, а так же самарцы: Дмитрий Вернер, Александр Щербачев, Зельман Клейнерман и другие.

Революция на несколько лет приостановила процесс развития российской и самарской архитектуры, вырвав ее из общемирового контекста. Первое крупное сооружение в городе появилось лишь в 1923 году. Им стало здание управления Самара-Златоустовской железной дороги на нынешней Комсомольской площади. Через несколько лет появились и первые жилые дома. Самара активно строилась в первые пятилетки. Причем если в первой четверти ХХ века мы можем отметить постройки столичного уровня, то в 1930-х смело можно сказать о появлении первых шедевров, не имеющих аналогов в мировой архитектуре. Таковым, в частности, является здание фабрики-кухни завода им. Масленникова, построенное по проекту Екатерины Максимовой. Это не единственный в мире дом в форме серпа и молота, но однозначно лучший по исполнению. Конструктивизм довольно быстро сменился «сталинским ампиром». Смена эта отчетливо видна на многих зданиях. Конструктивистские объемы и свойственная этому стилю расстекловка часто сопровождается рустованным фасадом и иными декоративными элементами сталинской классики.

Следующая яркая страница самарской архитектуры приходится на 1960-1980 годы. Появляется новый генеральный план развития города, а такие архитекторы, как Ваган Каркарьян, Алексей Моргун, Юрий Храмов и другие, украшают город своими индивидуальными проектами.

В 1990-х начинается кризис. Сначала это сказывается на количестве строящихся в городе зданий, а затем и на их качестве. Тем не менее, 90-е, в отличие от начала XXI века, запомнились яркими стилизациями и сравнительно бережным градостроительным подходом к городскому пространству.

Совсем иначе обстояло дело в 2000-х годах, когда высотность, количество квадратных метров жилья и дешевизна стройматериалов стали главными критериями, отодвинув на второй, а то и третий план архитектурную ценность проектируемых и строящихся зданий. Бум точечного строительства, варварское уничтожение объектов культурного наследия и отсутствие какой-либо градостроительной политики — основные тенденции этого периода. Несмотря на это, в Самаре продолжают появляться качественные проекты, в том числе и в историческом центре города.

В целом, такое многообразие архитектурных стилей, как в Самаре, встречается во многих губернских центрах, однако по плотности и сравнительной сохранности застройки разных периодов наш город качественно отличается от многих соседей. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на Театральную площадь и оглянуться по сторонам: неорусский театр Михаила Чичагова, неоклассика Шаманского, перестроенная в конструктивизм Петром Щербачевым. Щербачевский же штаб ПриВО, особняк Александра Щербачева, построенный в традициях деревянного зодчества, украшенный фасадной плиткой модерновый музей ПриВО архитектора Дмитрия Вернера и особняк Фон Вакано его же постройки. Каждый из этих стилей в Самаре заслуживает отдельного рассмотрения, чем мы и займемся в будущих номерах «ВК».

Читать оригинал статьи на сайте "Волжской коммуны".

Tags: , , , , , , , , , , ,

20 comments or Leave a comment
Comments
kraevedoff63 From: kraevedoff63 Date: February 25th, 2012 09:43 am (UTC) (Link)
Весьма интересно! Спасибо. Жду продолжения
polya From: polya Date: February 25th, 2012 11:09 am (UTC) (Link)
Молодец!
golema From: golema Date: February 27th, 2012 06:46 am (UTC) (Link)
Спасибо!
nepolina From: nepolina Date: February 25th, 2012 12:10 pm (UTC) (Link)
Буду читать твои статьи, Армен. Спасибо)
deieneris_flame From: deieneris_flame Date: February 25th, 2012 01:35 pm (UTC) (Link)
Ты знаешь, очень хорошо, но мне хочется текст немножко "поживей", чтобы невозможно было оторваться ни от единого слова.Ты это прекрасно умеешь делать, я знаю. Не обижайся уж на вредину, которая подобные тексты глотала тоннами и которая их вообще читает только потому, что ты написал:)
golema From: golema Date: February 27th, 2012 06:47 am (UTC) (Link)
Статья вступительная:)
deieneris_flame From: deieneris_flame Date: February 27th, 2012 07:10 am (UTC) (Link)
Тем более надо вступить так, чтобы я тебя каждый день теребила - ну когда же продолжение?:)Ты стопудово так можешь
(Deleted comment)
snezhenika From: snezhenika Date: February 26th, 2012 05:19 am (UTC) (Link)
Я считаю добавление личного мнения журналиста, которое сейчас очень распространено, зачастую выдает его непрофессионализм. Читателям нужны факты и профессионально собранный и поданный, качественный материал, и личное мнение они сформируют сами. Впрочем, к Армену это не относится.
Это я, как читатель, высказываю мнение. Мне лично этого не хватает в нынешних СМИ.
snezhenika From: snezhenika Date: February 26th, 2012 05:22 am (UTC) (Link)
Перечитала свой пост, звучит двусмысленно ) Я имела в виду, что к Армену не относится слово "непрофессионализм" )
deieneris_flame From: deieneris_flame Date: February 27th, 2012 07:14 am (UTC) (Link)
Позволю себе с Вами не согласиться.Во-первых,публицист никак не может не излагать собственного мнения, это в принципе предусмотрено самим жанром, без этого будет голая бездушная информация.Во-вторых, мне, и, я уверена, многим другим, интересно мнение Армена как человека неравнодушному к теме и ею хорошо занимающегося. Журналист, как я уверена, обязан думать и доносить свои мысли до читателя, убеждать их. Иначе он не журналист, а ремесленник.
golema From: golema Date: February 27th, 2012 06:49 am (UTC) (Link)
Спасибо! Я всегда стараюсь высказывать свое мнение. Данная статья вступительная в серии. Учту Ваши пожелания:)
3ojlotou From: 3ojlotou Date: February 25th, 2012 07:07 pm (UTC) (Link)
Отлично, ничего лишнего!
golema From: golema Date: February 27th, 2012 06:49 am (UTC) (Link)
Спасибо:)
snezhenika From: snezhenika Date: February 26th, 2012 05:14 am (UTC) (Link)
Ура-ура! Буду ждать!
golema From: golema Date: February 27th, 2012 06:59 am (UTC) (Link)
Спасибо:))
From: (Anonymous) Date: February 26th, 2012 01:33 pm (UTC) (Link)
Многие приезжие в Самару,разводят руками и говорят ДА НА ЧТО ТУТ СМОТРЕТЬ..За державу обидно так сказать..Может Ваши статьи будут для них откровением.Еще хотелось бы точной и конкретной информации о том,какие сокровища сохранены,кем и как.Какие архитектурные шедевры дождались рестоврации.
golema From: golema Date: February 27th, 2012 07:01 am (UTC) (Link)
Про реставрацию информации не так уж много, а про сохранность и ценность наследия постараюсь. Про откровение не уверен, но надеюсь, что это будет интересно читателям.
From: (Anonymous) Date: February 27th, 2012 06:52 pm (UTC) (Link)
Очень интересно!Это же не просто дома,это хранители истории.Я понимаю что это большой объем работы,но оно того стоит.Лично я буду с удовольствием читать.
combr From: combr Date: March 1st, 2012 08:23 pm (UTC) (Link)
немного не в тему этой статьи, но сегодня такая новость (может и знаете уже):

"Главным архитектором Самары стал Виталий Стадников"

что вы об этом думаете? (человек-то вроде как известный и вас это может порадовать?)



Edited at 2012-03-01 08:23 pm (UTC)
golema From: golema Date: March 2nd, 2012 06:47 am (UTC) (Link)
Встречался вчера с Виталием. Напишу скоро об этом.
20 comments or Leave a comment