golem (golema) wrote,
golem
golema

Category:

Самара. Особняк Шихобаловых ("Дом с атлантами"). Часть первая


Строительство главного здание усадьбы, особняка Павла Ивановича Шихобалова ("Дом с атлантами", как его принято называть в Самаре) велось с 1903 по 1905 годы по проекту Александра Александровича Щербачева(?). Известно, что Щербачев и Георгий Николаевич Мошков вели надзор за строительством. Авторство этого особняка является спорным. Существует некоторое сходство здания и его интерьеров с особняком Морозова в Москве, в Подсосенском преулке, построенного архитектором Чичаговым и реконструированного Врубелем и Шехтелем.  Это предположение мы рассмотрим во второй части рассказа, когда речь пойдет об интерьере особняка.
Сложно с точностью определить стиль особняка, хотя, во многом из-за года постройки, его все же можно отнети к стилю модерн.
Еще в 1897-1898 годах через Санкт-Петербургское общество архитекторов был объявлен конкурс на проетирование особняка, итоги которого были опубликованы в 9-м нрмере журнала "Зодчий" за 1899 год. Комиссий конкурса решила, что конкурс неудачен, т.к. проходил в начале строительного сезона, хоть и отметила, что авторов ничего не смущало, кроме заданных размеров участка (Здание особняка стоит в ряду плотной уличной застройки).
В конкурсе приняли участия пять проектов по девизами: "Земская марка", "НВ", "Квадрат с диагоналями", "Волховъ" и "4 мая". Победил в конкурсе проект "Земская марка". Журнал "Зодчий" пишет о нем следующее:
"... Расположение чрезвычайно удобно и рационально, хотя немного широко. Главный вход красив. Парадные комнаты расположены в одноэтажном флигеле на улицу и имеют в высоту 8 аршин, - кабинет изолирован от других комнат и из енрге открыт вид двора. Не вполне достаточно освещены: столовая, лестница и коридор, хотя столовую вполне можно осветить и сверху.
Сзади расположен флигель в два этажа, в первом этаже которого помещена кухня, комнаты для прислуги и контора, а во втором жилые комнаты как-то: спальня, столовая, детская и т.п.; все помещения удобны, светлы и требуемых размеров. Как службы, так и лавка, скомпонованы очень хорошо.
Фасад, хотя немного и богат, но красив.
Вообще видно, что проект сработан талантливым и опытным человеком"
В конечном итоге не один из пяти проектов не был реализован, хотя можно найти некоторые сходства между этими проектами и существующим зданием.
Существует предположение, что Т-образный особняк построен не на свободном от строений участке, возможно даже имеет место реконструкция стоявшего на этом месте здания.


Фасад особняка с улицы Венцека

Особняк Викулы Морозова в Подсосенском переулке. Москва.

Фасад здания оштукатурен и не имеет декоративных вкраплений из других материалов.

В центральной части здания расположен балкон, поддерживаемый мощными атлантами и въезд во двор усадьбы.
 
Балкон.





Деталь, символизирующая принадлежность хозяев к купеческому сословию.


<a Деталь пилястры.





Проследуем во двор.

Арка со стороны двора.

Существует предположение, что на этом месте был балкон. Как видно, конструкция советского периода.



Окна лестничного проема.



Обратите внимание на форму стекла.


 
Балкон с декоративной кованной решеткой.
 

 
Решетки окон во дворе.
 





 
В усадьбы так же входит несколько строений. Об одном из них будет небольшой пост, дополнение к основным. Это же строения во дворе.
 
Каретник.
 
Состояние "Дома с атлантами" является темой для разговоров различного толка уже очень давно. В советские годы особняк занимало НКВД, затем военый трибунал. В 1990 здание наконец-то было "отвоевано" и передано Самарскому Областному Художественному музею. В части здания располагались разные предприятия, в том числе и заводские цеха.

Общественность и разные организации постоянно задают одни и те же вопросы. Почему здание в таком состоянии и почему на нем нет атлантов, снятых в 1993 году на реставрацию. На это есть свои причины. Буквально недавно подготовлен проект реставрации комплекса, являющегося памятником архитектуры федерального значения. Следующие этапы это утверждение проекта в Москве и получение требуемых на это средств. Кроме того, в данный момент идет лечение здания от грибка и постепенная подготовка здания к реставрации. Часть особняка с прошлого года используется. Там находятся выставочные залы СОХМ и служебные помещения. Процесс активно движется вперед и реставрация не за горами. 
 
Автором проекта реставрации является Наталья Иосифовна Басс, кандидат архитектуры, опытный архитектор-реставратор, дочь легендарного директора СОХМ, Анетты Яковлевны Басс.
 
Что касается гипсовых атлантов, вылепленных А.А. Щербачевым и Г.Н. Мошковым. Вопреки сложившемуся в народе мнению об их пропаже (Пока я снимал фасад, ко мне подошли два человека. Один поинтересовался: "Вас интересуют фрески? На Свободе их много.", имея в виду "сталинский ампир" в районе Безымянки:)). Второй, подвыпивший мужчина сказал мне, что здесь раньше были атланты и их спи..ли. Когда я сказал, что видел отреставрированных атлантов час назад, он явно обрадовался и потопал дальше.), они отреставрированы и хранятся в здании особняка. Скульптуры находятся в отличном состоянии. Во время реставрации будут сделаны копии атлантов из более "долговечного" материала, а оригиналы останутся в качестве экспонатов музея. Многие хотели бы, чтобы эти гиганты уже сейчас были бы установлены на здание, раз уж они отреставрированы.
Я считаю это пустой тратой денег. Всему свое время.

 
В особняке так же хранятся вазы с фасада здания. С ними та же ситуация, что и с атлантами. Устанавливать отреставрированные детали на здание, требующее серьезнейшей реставрации по меньшей мере глупо.

Вот собственно и все, что я поведаю вам в первой части рассказа об особняке Шихобаловых. В эту дверь мы заглянем свами в следующий раз. 

В посте использованы следующие материалы:
Каркарьян В.Г. Модерн в арихитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
Коллекционеры и меценаты России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея. Басс Н.И. История "Дома с атлантами" - особняка Павла Ивановича Шихобалова. Самара, 1998

Фотография особняка Морозова взята отсюда http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Moscow,_Podsosensky_21C1.jpg
Tags: Архитектура, Басс, Модерн, Мошков, Самара, Шехтель, Щербачев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments