?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
golem
golema
golema
Самара. Особняк Субботиной-Марки(н)сон

Особняк Субботиной-Марки(н)сон - еще один шедевр Михаила Ивановича Квятковского. На это месте с середины 19-го века стоял каменный дом, принадлежавший разным хозяевам. До реконструкции его владельцем был Д. Марки(н)сон, из-за чего его и называют так. После здание перекупил купец Субботин. После реконструкции, произведенной Квятковским, Субботин подарил особняк своей дочери. Вероятно, женская фигура на фасаде - некогда хозяйка этого особняка. Проект реконструкции выполнен в неоготическом стиле, Эта работа относится к 1910-м годам (в "Архитектурной энциклопедии губернского города Самара" указан 1916?! год), тогда как "неоготика" характерна скорее раннему модерну. Скобки в фамилии Марки(н)сон связаны с тем, что В.Г. Каркарьян в своих книгах указывает фамилию Маркисон, тогда как в других источниках она звучит как Маркинсон.

Вот так выглядел особняк в лучшие свои годы.

Ракурс, который не удался мне из-за обильной растительности вокруг дома взят отсюда: http://observatio.ru/pub/mypersonalphotos/200801_samara/index.html
 
Эркер.

Окно под эркером по центру здания.

Правый балкон.

Деревянная его часть уцелела, хатя, судя по дореволюционной фотографии, она не является "родной"

В левой части все гораздо плачевнее. Имеется так же интересная дверь на балконе, но декоративную ее часть я не смог сфотографировать. Несмотря на то, что улица Алексея Толстого достаточно спокойная, я не рискнул выходить на проезжую часть.

Абрис балконов - "привет" особняку Сурошникова и Ярославскому вокзалу Федора Осиповича Шехтеля.

Центральная часть. По-моему это уголовное преступление. Обратите внимание на правую часть. Мало того, что расстекловка крайнего окна изменена, центральная окно эркера "перекроено", остальную часть закрыли жестью. Подозреваю, что это дело рук владельцев квартиры. Напомню, что здание является памятником культуры федерального значения.

Зачем тратить лишние деньги на расстекловку?

Симметричное ему окно с другой стороны эркера.

Это окно на первом этаже, как мне кажется, изменило свой облик еще в советские годы.

Фасад богато декорирован цветной плиткой. Как отмечает Каркарьян, Квятковский один из первых в Самаре стал использовать майоликовую плитку болотных цветов(?).

Башенка в левом углу здания. Сточные трубы ни во что не встроены.

Башенка правая.

Собираю фотоматериал из серии "Опасно для жизни". Эта башня, безусловно, одна из лидирующих по степени опасности.

Левая боковая часть фасада.

Не знаю, кем и когда построен этот балкон, но здание он явно не украшает.

Правая боковая сторона фасада.

Как мне сообщила местная жительница, это тоже часть особняка, а не более поздний пристрой. Честно говоря, я сомневаюсь в этом.

Хотя по окнам с другой стороны здания в это можно и поверить.

Эта "арочка" соединяет особняк с соседним двухэтажным домом под номером 32.

Сказать по правде, в Самаре есть памятники архитектуры федерального значения в еще более плачевном состоянии, на грани разрушения. Тем не менее, это не снимает ответственность ни с ведомств, отвечающих за сохранность культурного наследия, ни с жильцов, являющихся его владельцами...

Tags: , , , ,

29 comments or Leave a comment
Comments
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: May 21st, 2009 02:25 am (UTC) (Link)
У Каркарьяна часто фигурирует как "Субботиной-Маркинсон", а вот в большинстве других мест как "Субботиной-МарТинсон". Для готовящегося доклада по состоянию памятников архитектуры Самары я переводил по второму варианту.
kraeham From: kraeham Date: May 21st, 2009 04:41 am (UTC) (Link)
Все верно. У Гурьянова - Субботина-Мартинсон!
И в историко-культурной энциклопедии тоже.

Вечером Вам о ней могу дать небольшую справку.

А "неоготика" великолепна!
И у http://golema.livejournal.com/ - как всегда все великолепно.
А Вам, Андрей, вечером отпишу - есть маленький технический вопросец.
Если, позволите.
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: May 21st, 2009 07:55 am (UTC) (Link)
Всегда пожалуйста. golema и Вам всегда спасибо за интересные материалы и богатые фотоподборки. Только бы вот посочнее, поярче бы фото, без синеватой дымки от съёмки против солнца и на фоне неба того же оттенка, что и здания!
golema From: golema Date: May 21st, 2009 09:40 am (UTC) (Link)
Большое спасибо!
К сожалению, иначе не получалось. Я был на месте тогда, когда можно было избежать дымки или почти избежать, но пришлось отъехать, потеряв драгоценный час времени. Про небо соглашусь с Вами, лучше было бы на фоне сине-голубого, хотя затянутое облаками, оно должно бы «подчеркивать» готический стиль здания.
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: May 21st, 2009 05:09 pm (UTC) (Link)
Ну, для подчёркивания готичности тогда уж надо кровавый закат или специальную глубокую обработку в редакторе.))
golema From: golema Date: May 22nd, 2009 08:42 pm (UTC) (Link)
В редакторе я не работаю (не умею, да и нет его у меня:)). А вот кровавый заказ, мне кажется, не "подошел" бы этому дому, в отличие от костела, которому он очень "идет".:)
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: May 22nd, 2009 08:05 am (UTC) (Link)
А где же вопросец и письмо?
slipka From: slipka Date: May 21st, 2009 05:45 am (UTC) (Link)
Как хозяева не боятся на этот пристроенный балкончик выходить? Меня бы туда в жизни не запихали..
golema From: golema Date: May 22nd, 2009 08:38 pm (UTC) (Link)
В принципе, бывают и пострашнее балконы, но я бы тоже жить с таким не хотел бы:)
polinina From: polinina Date: May 21st, 2009 06:16 am (UTC) (Link)

Риторический вопль

Ну почему так, а?
golema From: golema Date: May 22nd, 2009 08:39 pm (UTC) (Link)

Re: Риторический вопль

Каждый раз задаю этот вопрос, а еще "за что?", но ответа не нахожу...
sherryvolpin From: sherryvolpin Date: May 21st, 2009 11:22 am (UTC) (Link)
Сразу прошу прощения за бессмысленный комментарий: по делу сказать нечего, а спасибо - хочется давно.
Спасибо за безукоризненный блог.

Насчет серости (не только моей): в данном случае не очень порадовала бы открыточная голубизна.
Здание изумительно по лаконизму и чистоте. При всем ужасе состояния сохранности - фотографии очень красивы, стильны и играют "унисон" (+ Ваша фирменная информативность и точность).
Простите за "потолочность" суждения.
Еще раз СПАСИБО.
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: May 21st, 2009 05:13 pm (UTC) (Link)
На фоне "открыточной голубизны" (не всегда пасмурность "неоткрыточна", кстати) разруха выглядела бы разрухой не меньше.
sherryvolpin From: sherryvolpin Date: May 22nd, 2009 10:16 am (UTC) (Link)
В данном случае имела в виду не разруху. И уж менее всего прописные истины.
golema From: golema Date: May 22nd, 2009 08:33 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо!:)
kraeham From: kraeham Date: May 22nd, 2009 05:13 am (UTC) (Link)
Не знаю почему, но пост напомнил мне об одной фотке:




Летом прошлого года фотографировал.
Очень неудачная фотка получилась. А где фотографировал не помню хоть убейте. Судя по всему, балкон "образцового" дворянского здания. Хотя, тоже не факт. Я даже про себя называю этот балкон -"балкон Чемодурова". Вспомнить бы где это находится - съездил бы перефотографировал.





golema From: golema Date: May 22nd, 2009 05:56 am (UTC) (Link)
До вечера с ответом не дотерплю:)
Какое-то подозрительное совпадение. Этот балкон находится почти напротив особняка Субботиной-Маркинсон.
kraeham From: kraeham Date: May 22nd, 2009 06:35 am (UTC) (Link)
Вот и спасибо:)
Все разрешилось.
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: May 22nd, 2009 08:07 am (UTC) (Link)
Второй дом от угла с Комсомольской в сторону Хлебной площади.
kraeham From: kraeham Date: May 22nd, 2009 09:06 am (UTC) (Link)
Спасибо)!
ludmila_kuzmina From: ludmila_kuzmina Date: May 23rd, 2009 06:29 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Мне придется для просмотра выделить целый день!
Может быть мне собрать адреса вместе с фото и все-таки сделать запросы в эти всякие некомпетентные органы? Что сделать скажите, чтобы как-то сдвинуть это, что?
golema From: golema Date: May 27th, 2009 01:05 am (UTC) (Link)
Извините что не ответил сразу.
Честно говоря, не знаю. Думаю, из этого ничего не выйдет, по крайней мере с частью зданий. Что касается двух зданий федерального значения, я планирую отослать материалы в Росохранкультуру.
From: (Anonymous) Date: July 12th, 2010 07:51 am (UTC) (Link)
я извиняюсь,но КТО ЭТО ПИСАЛ???? я архитектор. Ваган Гайкович Каркарьян мой бывший преподаватель! у меня есть большинство его книг. какого черта вы пишете то,что ,по-видимому, даже не читали?! нигде никогда этот дом не был мракинсон! Субботина,дочь известного купца и деятеля вышла замуж, отец ей подарил этот дом! я лично составляла историческую спраку на это здание в ЦГАСО. второе:архитектор этого здания - Шретер,известный питерский архитектор,который по конкурсу получил право на осуществление этого проекта в 1887 году. кто такой Квятковский?! ребят, пишите то,в чем вы уверены!
golema From: golema Date: July 15th, 2010 10:30 pm (UTC) (Link)
Мой вам ответ:
http://golema.livejournal.com/84011.html
gruppa_2101_12 From: gruppa_2101_12 Date: March 19th, 2014 01:22 pm (UTC) (Link)
Я слабо разбираюсь в архитектуре, но дом, на мой взгляд, один из самых красивых в нашем городе, а для меня самый завораживающий, он меня манит, затягивает...
Поразительные снимки, тонко передают саму атмосферу дома, спасибо. И, несомненно, дом умирает - очень жаль.
golema From: golema Date: September 28th, 2014 09:59 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Дом тает, да, но надежда все еще остается...
be_ba_be_boh From: be_ba_be_boh Date: September 26th, 2014 01:03 pm (UTC) (Link)
Давно с любовью смотрю Ваши материалы. Неуважение ко всему "буржуйскому" породило неспособность ценить памятники архитектуры. Но если посмотреть на явление философски, то дома стареют и умирают так же, как люди, их репутации и надежды. Обидно, что самый расцвет русской культуры наступил перед революцией и эпохой вандализма. Поэтому любимейшие артефакты или вывезены за границу, или погибли. Но похожие процессы всегда происходили: египетские сокровища шли на дно вместе с судами, ассирийские засыпало песком, античные уничтожены варварами, а от славянской языческой культуры практически ничего не осталось. И подлинной готики сохранилось мало, ведь ее коллекционировал Карл Люксембург, а коллекция Карлштейна утрачена при наступлении гуситов.
Сегодня бич - некорректная реставрация. По программе "аренда за рубль" отдают фирме на восстановление особняк, предполагается сохранение исторического облика. Но используются цемент, бетон, жесть и пластик. Подобная "реставрация" не лучше равнодушия к заброшенному зданию в руинах.
golema From: golema Date: September 28th, 2014 10:01 pm (UTC) (Link)
Схема с фирмами - не самый плохой вариант. При условии, что алгоритм реставрации будет продуман до малейших деталей.
From: (Anonymous) Date: September 18th, 2015 06:05 am (UTC) (Link)
к вопросу о "зачем платить лишние деньги за расстекление" - говорила с хозяевами, окна заказывать пришлось в Москве, здесь никто такие не делает, и обошлось это в весьма и весьма приличную сумму. Жить с раздолбанным эркером тоже невозможно. Хотите сохранения старины - выделяйте деньги из бюджета и реставрируйте, но людям-то как-то жить хочется. Глядя на улицу сиз своего стеклопакета осуждать других удобнее, да? :)) В доме живут далеко не богатеи, между прочим, в основном там до сих пор коммуналки.
К 2018 году дом стоит в программе на реставрацию к Чемпионату мира, посмотрим что сделают, должны по идее и эркер восстановить. А пока даже башенки укреплять не собираются, несмотря на письма и заявления жильцов об отсутствии безопасности.
29 comments or Leave a comment