golem (golema) wrote,
golem
golema

Categories:

Тбилиси. Доходный дом А. Мелик-Азарянца

С тех пор, как я начал вести ЖЖ и написал первый пост про архитектуру Тифлиса, у меня периодически возникало желание написать про один из моих любимейших домов. Проблема заключалась в том, что у меня не было своих фотографий этого дома. И вот, наконец-то я дошел до него с фотоаппаратом.
Доходный дом Мелика-Азарянца смело можно назвать одним из символов старого Тбилиси. В народе его до сих пор называют "дом Азарянца" или вовсе "Азарянц". Эта монументальная постройка, занимающая целый квартал, за почти сто лет своего существования собрала огромное количество историй и легенд, связанных как с историей самого дома и его постройки, так и людей, живших и работавших в нем.
 
Доходный дом был построен в 1912-1915 годах по проекту петербургского архитектора Николая Андреевича Оболонского по заказу известного в городе геолога, мецената и общественного деятеля Александра Мелик-Азарянца. Насколько я помню, Мелик-Азарянц также был владельцем нефтяных месторождений в Баку. 
Дом строился с особой тщательностью. Сложный рельеф и близость оврага требовали особой прочности конструкций. При строительстве использовался специально обожженный кирпич. По моим данным в скальную породу вбивались сваи, чтобы предотвратить возможное смещение дома в сторону оврага. 4-5 этажей дополняли несколько подземных. По слухам до 4 подвальных уровней. Кроме того, существовала проблема грунтовых вод. Из-за этого, впервые на Кавказе была применена уникальная технология помещения фундамента в свинцовый каркас. В 1960-1970, если не ошибаюсь, вставал вопрос о сносе здания из-за его неудобного расположения, расширения площади Республики и выравнивания проспекта Руставели, делающего небольшой изгиб из-за постройки. Узнав о конструкции фундамента и технологиях, применяемых при строительстве доходного дома, было решено оставить здание в покое.

Дом имеет два фасада, выходящих на проспект Руставели и спуск Элбакидзе (не помню, как он сейчас называется).

Фасад отделан камнем с многочисленной резьбой и барельефными вставками на эркерах. Первый этаж и часть второго отделаны "диким" камнем. 

Эркеры на здании имеют разную форму.



Небольшие башенки встречаются с обоих фасадов.





Трапецевидный эркер.

Полукруглый эркер.

Угол здания и фасад со стороны спуска.
Меценат очень тяжело переживал смерть единственной дочери, скончавшейся в 1904 году. В связи с этим, по всему фасаду здания "протянуты" траурные венки, а четыре окна в угловой части сделаны в форме слез. Хотя, живя в одной из квартир с этими окнами, мы воспринимали их скорее как крылья бабочки, особенно, когда они открывались, словно сходясь на спине насекомого.

О жизни в этом доме с окнами бабочками и куполом, который выполнял зимой функцию холодильника - отдельная история. Не буду сейчас об этом.:)





Фасад со стороны спуска.













Некоторые барельефы имеют повреждения.
В данный момент дом практически полностью расселен, за исключением нескольких семей, но, по всей видимости, события 2008 года остановили инвесторов. Здание планировали реконструировать под гостиницу, если мне не изменяет память.
Что касается судьбы хозяина. В отличие от других миллионеров, успевших эмигрировать, Мелик-Азарянц остался в Тбилиси. Дом его был национализирован, а ему была выделена комнатка под лестницей в подъезде собственного дома. Там он и умер в полной нищете...

Фасад со стороны спуска и здания на противоположной стороне проспекта Руставели, о которых я скажу пару слов ниже.

Вид дома с площади Республики, фактически со двора. Забором огорожено место, на котором раньше стояли "Уши Андропова".



Со двора дом, помимо всего прочего, имеет традиционные тбилисские балконы.

Остатки основания "Ушей Андропова" за забором.

Но вернемся к фасаду, вернее комплексу, который образует доходный дом и стоящее на противоположном углу проспекта здание.

Изначально доходный дом проектировался с расчетом на то, что он будет доминантой перекрестка, тем более, что вся остальная застройка значительно уступала ему по высотности.

Однако, в 1953 году было построено здание "Грузугля", ныне здание Академии наук Грузии. Построено оно по проекту архитекторов М. Чхиквадзе и К. Чхеидзе. С первого взгляда, эти два здания соперничают между собой. Известняк и болнисский туф, высокие, массивные. Однако, присмотревшись, понимаешь, что строили в советские годы все же с умом. 

Вертикаль советской постройки создала абсолютную доминанту на этом промежутке проспекта и площади Руставели.


При этом, остальное пространство площади было грамотно обустроено. Было создано большое свободное пространство с памятником великому поэту и  фонтаном, с широким тротуаром и станцией метрополитена. Просторная площадь с одной стороны способствует лучшему восприятию фасадов монументальных построек, а с другой стороны разгружает напряжение, создаваемое двумя доминантами. Этому способствует и открывающийся вид на площадь Республики и панораму противоположного берега Куры плюс живописная панорама склона Мтацминды с другой стороны. После установки, к ним добавилась и телевизионная вышка на горе.

Надо сказать спасибо Макдональдсу, который построил на месте авиакасс Аэрофлота здание, не только не нарушающее этот баланс, но своим куполом перекликающееся с куполами Азарянцовского дома. 





Надеюсь, звезда на шпиле Академии наук останется и ее никуда не уберут.

А вот для фотографов здесь настоящий рай, на мой взгляд. Что ни шаг, так новый ракурс:)
Хотелось добавить в конце поста пару слов о будущем этих зданий, но я решил этого не делать. Надеюсь, что все будет хорошо и эти символы города всегда будут радовать глаз тбилисцев и гостей столицы.
 

Tags: Грузия, Тбилиси, Тифлис, архивные фотографии, архитектура, детали, модерн, сталинский ампир, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →