golem (golema) wrote,
golem
golema

Categories:

Самара Доходный дом подрядчика А.Ф. Нуйчева (Гимназия Харитоновой)


Вот и третий дом на перекрестке улиц Рабочей и Самарской. Доходный дом подрядчика А.Ф. Нуйчева - первый заказ талантливейшего самарского архитектора Михаила Ивановича Квятковского. По этой ссылке можно посмотреть несколько фотографий еще двух работ автора, сделанных членами ОИРУ: http://community.livejournal.com/arch_heritage/47686.html#cutid1
В 1904 году здание арендуют приехавшие из Санкт-Петербурга сестры Харитоновы и создают в нем женскую гимназию, просуществовавшую до Революции. Затем в здании находилась школа №25, затем ДШК (Детский школьный комбинат)
имени сестер Харитоновых. Сегодня этот прекрасный дом занимает Самарский технический лицей.

И опять разная информация в разных источниках. В.Г. Каркарьян в книге "Модерн в архитектуре Самары" приводит текст документа от 24 декабря 1904 года. В документе председатель Попечительского совета гимназии сообщает: "Имею честь донести, что гимназия с начала текущего учебного года помещается в новом наемном здании на углу Самарской и Почтовой улиц, в доме Нуйчева... достаточно для 250 учениц. Арендная плата 2000 рублей в год, отопление, вода, ремонт и прочие по дому расходы - от домохозяина... В прошлом году число учениц возросло на 29,1%, к началу текущего года еще на 20%". В "Архитектурной энциклопедии губернского города Самара" же составитель И.В. Сапожникова называет датой постройки 1910 год, при этом остальная часть статьи про дом взята из книги Вагана Гайковича. Нахожу все больше неточностей в этой энциклопедии...
Как и в последующих работах, Квятковский богато декорирует фасад дома. Здесь вам и слоны, и бабочки, и атланты, и маски... В качестве декоратора дома участвовала и дочь Нуйчева - Екатерина, скульптор. Остается только наслаждаться этим многообразием, вернее тем, что от него осталось.

 
Я обнаружил две фотографии начала века. К сожалению, они небольшие (можно кликнуть по ним, в веб-альбоме они немножко больше). Между этими двумя фотографиями есть различия. На первой нет ни металлических козырьков, ни решеток на балконах. Любопытно, что Каркарьян в книге "Рукотворный металл Самары" , описывая металлические элементы фасада, наряду с современными, приводит именно эту архивную фотографию, где этих элементов вовсе нет.
 
На второй фотографии все "на месте".
 
Так же на этих фотографиях виден богатый декор подоконных пространств второго этажа, а так же обрамления окон третьего. К сожалению, дом полностью лишен первого и отчасти второго. Фотографии не позволяют различить эти элементы декора, но подозреваю, что они были "растительными".
Что касается остального здания. В середине 80-х "Куйбышевгражданпроект" разработал проект реставрации дома. Маски, слоники, атланты были сняты с дома. Их планировали скопировать и заменить "пожилые" детали на копии. В годы перестройки организация отказалась от реализации проекта из-за отсутствия финансирования. Снятые же с дома детали исчезли...

 
Интересно посмотреть на руки рабочих, которые "реконструировали" этот балкон...

 
Крупный план.
 
Бабочка будто бы летит к цветку.
 
К сожалению, цветок я почему-то не сфотографировал. Две очень удачгые фотографии можно посмотреть по ссылкам:
http://www.archi.ru/photo/buzlanov/samara/pages/2003-07-16_081.htm
http://www.archi.ru/photo/buzlanov/samara/pages/2003-07-16_083.htm
 
Бабочка.
 
Без бабочки, без слона, зато есть кондиционер...
 
Нижний балкон с улицы Рабочей.
 

 
Верхний балкон. Извивающиеся ленты получили насмешливо-ироничные названия "удар бича" и "лапша".


 
Мне очень нравятся окна третьего этажа. Настолько нравятся, что окна второго можно увидеть только на общих фотографиях фасада.
 
 
...
 
Окна третьего этажа с улица Самарской.
 
Конец здания с улицы Рабочей.


 
Вход в лицей с Рабочей.
 
Козырек над входом гораздо скромнее козырька над вторым входом. Честно говоря, кажется странным такое сильное отличие. Не имеем ли мы дело с заменой как в ситуации с воротами особняка Сурошникова, замененными в конце 50-х, начале 60-х?
 
Вот и козырек с Самарской.
 



 
Второй и последний из могикан слонов, оставшихся на фасаде. Еще есть время восстановить остальные по аналогии с ним.

 
Tags: Архитектура, Квятковский, Модерн, Самара, под угрозой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →