golem (golema) wrote,
golem
golema

Categories:

Пять аргументов против воссоздания собора на пл. Куйбышева

Год назад я писал большой иллюстрированный пост, посвященный истории застройки площади Куйбышева, где упоминал и существующий проект восстановления разрушенного в начале 1930-х кафедрального собора Самары, который подверг резкой критике. напомню, что еще в 2008 году между скверами ближе к Чапаевской было освящено место под строительство храма. Освятил его Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, избранный на Патриарший престол через несколько месяцев, после кончины Патриарха Алексия II. На время о проекте строительства здесь храма все забыли.
Недели две тому назад появилась неофициальная информация о том, что этот проект вновь рассматривается в Самарской епархии, и на нового мэра Самары Дмитрия Азарова azarov63  оказывается сильное давление со стороны РПЦ. Не хотел бы я оказаться на месте мэра, если это так. С одной стороны, Дмитрий Игоревич желает поддерживать хорошие отношения с РПЦ, с другой же, любой градоначальник понимает, что одобрив проект и пообещав содействие, он настроит против себя как минимум половину населения города-миллионника. Как сообщает источник, происходящее так же связано с сегодняшним днем, 14 апреля. Свой юбилей сегодня празднует Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, которому исполняется 60 лет, и, якобы, именно сегодня планируется объявление о конкретных планах по строительству.
В блогах еще неделю назад обсудили эту тему, но я хотел бы добавить пару слов от себя. В комментариях к посту в samara_ru: http://community.livejournal.com/samara_ru/4956063.html я написал, что могу аргументировать свое отрицательное отношение к этому проекту. Попытаюсь сформулировать причины такого отношения, а их, как минимум пять.
1. Первая причина, архитектурно-градостроительная, будет наиболее иллюстрированной.
Итак, что мы имеем против данного проекта?
Начнем с того, почему именно эта площадь была выбрана в 1864 году под строительство кафедрального собора?
Дело в том, что это было самым высоким местом Самары. Расположенный в самом центре площади, он стоял на пересечении улиц Соборной и Рабочей, подчеркивая планировку крестово-купольного храма в псевдовизантийском стиле. Построенный по проекту академика Жибера собор смотрелся весьма необычно на фоне остальной застройки дореволюционного города. Он являлся доминантой во всех отношениях. Окрестности храма представляли собой 1-3 этажную хаотичную застройку. Собор был построен таким образом, чтобы возвышаться над Самарой и создавать четкую доминанту с Волги.
Так выглядела панорама Самары с Волги в начале ХХ века.
Так она выглядит сейчас. Я специально не стал обрезать фотографию. В правой части мы видим тот же участок, что и на первом фото. Как видите, восстановленный собор не сможет служить доминантой на фоне двух "свечек" в "европейском квартале", прилегающие к площади здания будут мешать восприятию собора с воды. Кроме того, строительства храма не на первоначальном месте нарушает задумку и с точки зрения крестовой планировки площади. Т.е.  главная цель дореволюционных строителей собора на сегодняшний день не актуальна для этой части города, а кроме того, невыполнима. 
Формирование площади Куйбышева началось в 1920-1930-х. годах. Развитие ее, по большому счету, было хаотичным. Планы по обустройству пространства вокруг площади были прерваны ВОВ и так и не были до конца реализованы. Единственное, что имеет завершенный вид и, что является самым важным - это территория самой площади со стоящим на ней ДК им. Куйбышева (Театром оперы и балета). Архитектура здания и планировка пространства вокруг него полностью отвечают запросам того времени. Т-образная площадь(авторы явно ставили себе задачу сделать ее не менее масштабной, чем Красная площадь в Москве), устроена таким образом, что территория между скверами, на которой и собираются строить собор, по ширине соответствует ширине здания театра. Скверы способствуют грамотному переходу от театра к застройке окружающим площадь строениям, а гигантский открытый объем центральной части создает нужный эффект в восприятии массивного здания ДК в стиле "сталинского ампира". Строительство собора полностью разрушит сложившийся комплекс, а и без того излишне громоздкий фасад театра будет подавлять своей "серой массой" оставшуюся часть свободного пространства перед зданием. Кстати, фото выше взято из удаленного поста Андрея [info]unnamedgame . Надеюсь, Андрей не против:)
Так же, фасад по центральной оси здания ДК рассчитана на восприятие с улицы Шостаковича, а весь фасад ориентирован на площадь. Собор перед театром сделает бессмысленным именно такое расположение здания.
Ну и чисто стилевой момент. Противопоставление ярких элементов неоклассицизма, массивных капителей, скульптур в нишах и барельефов громоздкому неовизантийскому крестово-купольному храму на одной площади вызовет конфликт этих двух построек. Стилистический "винегрет", который гармонично выглядит в застройке площади Чапаева (Театральной), в данном случае неприменим. 
2. Вторая причина, по которой площадь Куйбышева должна сохранить нынешний вид - это фактическое использование пространства на ней. Центральная площадь города - это и пешеходная рекреационная зона, и место проведения массовых мероприятий, масштаб которых часто невозможен на других площадках Самары. Кроме того, можно будет прекратить разговоры о том, что площадь Куйбышева - одна из крупнейших (или самая крупная) в Европе. Это будет звучать, как минимум, смешно.

3. Третья причина самая, на мой взгляд, важная, поскольку она касается безопасности граждан. Как известно, под площадью Куйбышева расположен т.н. бункер Калинина -
"Пункт управления городского округа Самара, куда эвакуируется администрация в случае чрезвычайной ситуации". Посему, возможно ли вообще строительство на этом месте? 

4. Нуждаются ли верующие в подобном сооружении? Если брать в расчет Ленинский район, то в непосредственной близости к площади расположено, как минимум, три храма. Это комплекс Иверского женского монастыря, реконструируемый и дополняемый новыми храмовыми зданиями, Храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на улице Чапаевской и новый Храм 
Державной иконы Божией Матери на улице Фрунзе. Храмы есть на Некрасовской, на площади Славы, на Степана Разина. Т.е. острой необходимости в церковной постройке в этом месте нет.
 
5. Когда речь заходит о некоей "исторической справедливости", то почему-то не берется в расчет то, что разрушение комплекса площади будет такой же "исторической несправедливостью". Когда шла речь о переименовании площади Куйбышева в Соборную это уже обсуждалось. Площадь Куйбышева заслужила свое название в существующем виде хотя бы потому, что по времени она существует гораздо дольше, чем Соборная.
Что же касается "исторической справедливостью", то я в очередной раз призываю обратить внимание на десятки храмов по всей Самарской области, которые несправедливо разрушаются, но до них никому нет дела. Разве это не "несправедливость"? Для того, чтобы говорить о "справедливости" воссоздания храмов, надо для начала сохранить то наследие, которое у нас еще осталось.
Tags: Самара, Самарская область, неовизантийский стиль, под угрозой, реконструкция, реновация, реставрация, сталинский ампир, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →