You are viewing golema

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
golem - Самара. Дача Е.А. Курлиной
golema
golema
Add to Memories
Share
Самара. Дача Е.А. Курлиной
                  
Продолжаю тему дореволюционных дач Самары. Сегодня речь зайдет о главной цели моего фотовизита в санаторий "Волга" - даче купца В.М. Сурошникова (Е.А. Курлиной?), что от нее осталось после не так давно проведенной реконструкции.
Начну с предположений по поводу автора постройки и хозяина дачи. Перечислю версии, встретившиеся мне:
"... По соседству располагались особняки А.А. Субботина, В.М. Сурошникова из белого кирпича, Е.А. Курлиной в мавританском стиле архитектора Шехтеля..."
Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары, - Самара, 1992
Если бы авторами этих строк были не Демидовы, известные выдумщики, я бы поверил на слово. Совсем недавно один краевед-любитель мне рассказал, что видел проект дачи под Самарой Шехтеля на выставке, посвященной 125-летию со дня рождения великого зодчего аж в 1984 году. Тем не менее, в списке работ Федора Осиповича, составленном одним из ведущих московских специалистов М.В. Нащокиной, такой работы нет. В списке присутствует только особняк В.М. Сурошникова.
Делее читаем:
"...В 1910 делал (Шехтель) эскиз
особняка для самарского купца В.М. Сурошникова (ул. Пионерская, 22; архитектор А.А. Щербачев), для него же строил дачу (не сохр.)..."
Н.И. Басс. Шехтель Федор Осипович // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Со-я. Самара: Самар. Дом печати. 1995, с. 228-229.
 
Дача на 7-й просеке. 1910-е гг. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
"... Простота и целесообразность - основные особенности сооружений Шехтеля последних лет первого десятилетия ХХ века - воплощены в здании дачи В.М. Сурошникова в полной мере. Все фасады равнозначны, их композиция - прямое отражение планов здания. Контраст круглых и кубических башен, открытых веранд и террас, строгие линии, "крепостные стены", сдержанный восточный орнамент на чистых плоскостях массивных стен создают эффект игры крупных форм, света и тени.
Архитектор создал компактное здание, рассчитанное на восприятие фасадов с множества точек зрения, на обозрение объема в свободном пространстве..."
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006, с. 102-103.
В том же 2006 году выходит статья кандидата исторических наук Морозов В.Ю. Сурошниковы. /Самарское купечество: вехи истории /под ред. доктора ист. наук, доцента Е.П. Бариновой, - Самара: Издательство "Самарский университет" - 2006, с. 295-299, в которой автор утверждает, что военный санаторий "Волга" находится на территории дач В.М. Сурошникова, построенных Ф.О. Шехтелем. В частности, одно из основных зданий санатория перестраивалось в 1934 году из бывшей дачи.
Не обошлось и без совместного проекта MAPS и SAVE Самара: Наследие под угрозой, - Самара: Издательсктй дом "Агни" - 2009, с.99, в котором В.Г. Каркарьян еще раз отмечает, что это дача Сурошникова, построенная по проекту Шехтеля.
В результате мы имеем то, что приказом министерства культуры от 29.07.09 и на основании государственной историко-культурной экспертизы от 21.07.09, это здание внесено в список памятников регионального значения, как "Дача купца В.М. Сурошникова. Арх. Шехтель Ф.О. около 1917г."
Кстати говоря, Н.И. Басс в статье
"Самарский модерн - родом из столиц" указывает, что дача Сурошникова спроектирована Шехтелем в 1910 году. В этой же статье Басс пишет, что дача Сурошникова находилась на Барбошиной поляне, т.е. в районе 9-й просеки, но никак не 7-й.
А вот И.В. Крамарева (И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008, с. 24-25.) считает иначе:

 
Елизавета и Евгения Курлины на даче. 1910-е гг. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
Здание в псевдомавританском стиле с садом на 7-й просеке принадлежало купчихе Екатерине Антоновне Курлиной (не путать с А.П. Курлиной, хозяйкой знаменитого "особняка Курлиной"), построившей ее на арендованной у города в 1910 году земле. Стоимость дома с садом составляла всего лишь 1524 рубля. Для сравнения, особняк Е.А. Курлиной на улице Казанской, 3 оценивался в 15052 рубля. Тем не менее, авторство Шехтеля, подчеркнутое Крамаревой, ничем не подкреплено.  

 
Курлины на даче. 1916 г. Фотография с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
До сегодняшнего дня у меня была полная уверенность в том, что эта дача не Сурошникова, а Курлиной, но, в процессе разбора фотографий я обнаружил много любопытного.
Во-первых, многочисленные фотографии семейства Курлиных на этой даче, представленные на сайте и в книге, сделаны одним фотографом в один день.
Во-вторых, Екатерина Антоновна Курлина была дочерью Антона Николаевича Шихобалова и сестрой Марии Антоновны Шихобаловой, супруги В.М. Сурошникова.
Фотосессия вполне могла состояться на даче М.А. Сурошниковой.
Косвенными доказательствами того, что эта дача не принадлежала Курлиной, являются еще две фотографии.


Людмила Курлина (дочь Е.А. Курлиной) на даче в Самаре. Фотография взята с сайта СОИКМ им. П,В, Алабина.
Фотография сделана не на интересующей нас даче. По крайней мере, ни одного элемента, присутствующего на этой фотографии я не обнаружил. Нет их и на архивных фотографиях.

 
Фото из книги И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008
Вторым мужем Елизаветы Курлиной был Петр Соколов. Эта фотография так же снята совсем в другом здании. На "нашей" даче нет таких окон. Теоретически они могли бы быть в той части, фотографии которой у меня нет, но по стилю они не соответствуют зданию на 7-й просеке.

 
В гостинной загородного дома. Самара. 1909 г. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
Курлины владели имениями в селах Самарской и Симбирской губерний, однако подпись под этой фотографией говорит о том, что она снята на даче в пределах Самары. Интересно, что по данным книги Крамаревой Курлина взяла в аренду землю под строительство дачи в сентябре 1910 года, а эта фотография датирована 1909 годом.

Одним словом, в самарском краеведении царит полный бардак хаос. Один известный самарский краевед как-то сказал про ситуацию, когда нет документального подтверждения чего-либо: "Додумывай сам". Вот все и додумывают кому как хочется.
Ошибки бывают у всякого, но я начинаю относится к любому самарскому изданию с недоверием, особенно, если под данными нет соответствующей ссылки на архивный материал.
Собрать бы всех этих уважаемых господ и попросить их объяснить, на осоновании чего они сделали те или иные выводы. Зла не хватает!!!
Выход один. Запрашивать фотографии с самарских проектов Ф.О. Шехтеля и шерстить фонды самарского архива, что мне и придется делать по мере и возможности.

 
Фото из книги И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008
Кстати, перед дачей находился фонтан с скульптурой аиста. К сожалению, фонтан утрачен.

Оставим на время вопрос авторства дачи и проследим что было с постройкой после революции.

 
Фото с сайта Гаоргия Бичурова. 1930-е гг.
В 1930-х дача, вместе с близлежащими постройками стала частью военного санатория ПриВО "Волга"

 
Фото с сайта Геогия Бичурова. 1930-е гг.
Как я уже писал, по данным В.Ю. Морозова, дача перестраивалась в 1934 году. Результат реконструкции фасада мы видем на этой фотографии. Большая часть веранды на втором этаже застроена.

 
Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина. 2003 г.
Поскольку здание бывшей дачи занимал люксовый (VIP) корпус санатория, его решили отремонтировать.

 
Фото Л. Комаровской из книги Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006. 2003-2006 гг.
На фотографии мы видим, что стена, возведенная в 1934 году, разобрана.

 
Фото Л. Комаровской из книги Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006. 2003-2006 гг.
 
В результате произошла варварская реконструкция памятника. Башня надстроена, веранда второго этажа уничтожена, некоторые окна заделаны, восточный лепной декор полностью утрачен, терраса с напольной плиткой полностью разрушена.
Честно говоря, я не без труда нашел это здание, поскольку до съемки видел только его старые фотографии. От оригинальной постройки практически ничего не осталось, кроме некоторых элементов фасада и основного объема здания.




 
Скульптура воина вызвала улыбку. Вспомнилась женская фигура на даче Головкина (дача со слонами). Как и вышеупомянутая дача, здание на 7-й просеке огорожено забором, поэтому приблизится к скульптуре не представлялось возможным. Поскольку забор вплотную подходит к обрыву, не удалось сфотографировать полностью фасад дачи со стороны Волги.


 
Таким количеством урн, как в "генеральском" корпусе санатория, может позавидовать любая улица Самары.








 
Весной 2009 года санаторий был закрыт на капитальный ремонт. Возможно, в это время и произошла перестройка дачи. Интересно, кто же является автором проекта реконструкции?
Не знаю что и сказать в адрес руководства санатория, который позволяет себе такое. В материале про дачу почетного гражданина А.А. Титова я положительно отзывался о дирекции санатория, которая поддерживает здание в хорошем состоянии. В то же время военный санаторий фактически уничтожил еще одну уникальную постройку дореволюционной Самары.
Самое интересное, что уже после реконструкции, 21 июля 2009 года, министерство культуры провело историко-культурную экспертизу и внесло перестроенное здание в список вновь выявленных объектов культурного наследия, а затем и в государственный список объектов регионального значения. 
Это наводит на мысль, что министерство было в курсе производимой реконструкции и сознательно не проводило экспертизу до окончания ремонта в санатории. Зато сейчас дача под охраной, хотя охранять там практически нечего, кроме несущих конструкций...



 
Рядом с дачей, чуть левее, находится причал.
 
Если отойти влево на некоторое растояние, можно обнаружить много интересного, ради чего я не поленился посетить санаторий еще раз и заснять все детали обнаруженного.
 
Между дачей и оврагом располагается спуск к Волге. Судя по стилю, эти постройки не относятся к даче, хотя я не решусь однозначно отрицать этот факт.




















 
Ближе к оврагу расположена еще одна лестница, спускающаяся к берегу.








 
Овраг.


 
От центральной аллеи тянется длинная аллея, с параллельными дорожками с обеих сторон.
 
Фонтан.


















 
Особо любимая военными маслянная краска. На этот раз ядовито зеленая.
 
В самом начале аллеи расположен фонтан с фигурами лягушек.






 
Как мне кажется, этот комплекс аллей должен относится к зданию, находящемуся в самом начале центральной аллеи а не к даче Сурошникова(Курлиной), поскольку ни одна из основных аллей не ведет к даче. Однако, в начале центральной аллеи нет дореволюционных построек.
 
Зайдем справа и посмотрим как выглядет место, где, возможно, могло находится это здание.
 
Поднимемся и по этим ступенькам.
 
Слева виден фонтан с лягушками. На горизонте видна дача Сурошникова(Курлиной?). Справа пусто. Если отойти еще правее, т.е. еще дальше от Волги по центральной аллее, то мы упремся в корпус санатория, возведенный в 1970-80 гг.
Была ли какая-то постройка, привязанная к этим аллеям или нет для меня осталось загадкой.


Вот бы аллеи, которые я досканально заснял, сохранились не только на моих фотографиях.
Чтобы закончить на оптимистичной ноте, вернусь к вопросу авторства Шехтеля. Пседвомавританский стиль в дачных постройказ Самары начала ХХ века был весьма популярен.
Внешне наиболее близкой (как мне кажется) к даче Сурошникова (Курлиной?) постройкой является дача А.С. Ромашева, первого мужа Елизаветы Курлиной, зятя Е.А. Курлиной.

Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
Можно было бы додумать, но мы этого делать не будем.
Мы лучше подумаем (если уж об этом не думают те, кто получает за это зарплату) над тем, как избежать впредь таких вот реконструкций и не растерять остатки уникального наследия, которого с каждым годом становится все меньше. 

В статье использованы материалы из следующих источников:
Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары, - Самара, 1992
Н.И. Басс. Шехтель Федор Осипович // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Со-я. Самара: Самар. Дом печати. 1995, с. 228-229.
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательсктй дом "Агни", 2006, с. 102-103.
Самара: Наследие под угрозой, - Самара: Издательсктй дом "Агни" - 2009, с.99
Н.И. Басс. Самарский модерн - родом из столиц //Журнал "Performance" №3(4) 2001 г.
Сайт СОИКМ им. П.В. Алабина.
Сайт Георгия Бичурова.
Особая благодарность:
[info]kraeham  за предоставление текста из статьи:
Морозов В.Ю. Сурошниковы. /Самарское купечество: вехи истории /под ред. доктора ист. наук, доцента Е.П. Бариновой, - Самара: Издательство "Самарский университет" - 2006, с. 295-299
[info]praskeva1979  за прекрасный подарок в виде книги: И.В. Крамарева. Купцы Курлины: История семьи в истории России, - Самара: ООО "Офорт", 2008

Tags: , , , , , , , ,

Comments
sergey_vg From: sergey_vg Date: January 7th, 2010 03:08 am (UTC) (Link)
Перестройки жуткие, прежние фасады, уже почти не читаются, только объем сохранился
golema From: golema Date: January 7th, 2010 03:21 am (UTC) (Link)
Зная хорошо оригинальные фасады, я с трудом узнал здание, благо дело корпусов не так много в санатории.
Самое ужасное, что у санатория были юридические основания безнаказанно перестраивать дачу:(
sergey_vg From: sergey_vg Date: January 7th, 2010 11:05 am (UTC) (Link)
А теперь, это кажется, памятник архитектуры
samaralife.wordpress.com From: samaralife.wordpress.com Date: January 7th, 2010 06:41 am (UTC) (Link)
Только очертания окон слегка остались и элементы декора над входом. ((( Всех бы к стенке поставить - от министра культуры до руководства армии. Вот та типичная для военных частей стенка из современного кирпича повыше лягушачьего фонтана как раз была бы впору.
golema From: golema Date: January 7th, 2010 12:37 pm (UTC) (Link)
Эх, Андрей, растреливай - не растреивай, дачу уже не вернуть. Единственное, что можно сделать, это постараться не допустить подобного с другими памятниками.
sandro_shanidze From: sandro_shanidze Date: January 7th, 2010 08:10 am (UTC) (Link)
когда читаю ваш блог, все больше и больше хочется посещать Самару. =)
golema From: golema Date: January 7th, 2010 06:55 pm (UTC) (Link)
Самара очень красивый город и посетить ее очень советую. Надеюсь, Вам доведется это сделать:)
Расписал бы я и Тифлис в такой же манере. Как приеду, поснимаю максимально, уже есть несколько зданий на примете:)
art_arhitektor From: art_arhitektor Date: January 7th, 2010 10:06 am (UTC) (Link)
Спасибо
golema From: golema Date: January 7th, 2010 12:21 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста.
sherryvolpin From: sherryvolpin Date: January 7th, 2010 10:24 am (UTC) (Link)
С Рождеством!
Не в этот день, но согласна: точно хочется к стенке поставить? Что происходит с людьми, когда они это делают? Мне правда интересно почувствовать: мотив в момент принятия решения (не аргумент: клинические идиоты, глаз нет, атрофия ...) + почему ТАК садистски?
Хочется побыть Шехтелем пару минут? Но ведь сам с собой перед зеркалом все равно не выйдет? Почему тогда?
golema From: golema Date: January 7th, 2010 07:25 pm (UTC) (Link)
Думаю, ответ прост. Использованы дешевые материалы, максимально увеличили площадь, сэкономили на никому не нужном декоре, просто оштукатурив и покрасив стены. Дешево и сердито! Это же военный санаторий...
analitik_samara From: analitik_samara Date: October 10th, 2011 11:20 am (UTC) (Link)
Видели бы Вы, уважаемый, нынешний интерьер этого здания... Как в царском дворце! Даже подумать страшно, какие в него были вложены деньги. А Вы про памятник архитектуры... Тем, кто решил сделать в нём по-настоящему VIP-зону отдыха, наплевать было на сохранение внешнего вида здания, важнее иметь закрытую и утеплённую веранду, чтобы её площадь не простаивала зимой.

>Это наводит на мысль, что министерство было в курсе производимой реконструкции и сознательно не проводило экспертизу до окончания ремонта в санатории.

Теперь я уверен, что именно так и было.

А ещё Вы не упомянули крайне интересный факт того, что (предположительно) в годы войны внутри этого здания была сооружена лифтовая шахта, ведущая с верхнего этажа в тогда же построенный подземный бункер, а угловое подвальное помещение соединено с одним из трёх других входов в этот бункер – каменной лестницей, уходящей на пару этажей вниз. Подробно обо всём этом можно почитать на моём сайте (http://analyser.narod.ru/volga/volga.htm и далее по ссылке в конце каждого отчёта на следующий).

Характерным дополнением к вышеописанным действиям министерства обороны является то, что уникальный исторический объект, расположенный под особняком, был просто отгорожен от последнего железной дверью – чтобы не проникали в здание через подвал непрошенные гости. Ну а лифтовая шахта уничтожена, чтобы не занимала место попусту.
golema From: golema Date: October 10th, 2011 11:33 am (UTC) (Link)
Ваш сайт я прочитал вдоль и поперек в свое время:) Это был первый сайт о Самаре, с которым я подробно ознакомился по приезду сюда:)
Пост нужно переписывать, конечно, есть немало ошибок фактических. Про бункер не написал, Вы правы, хотя это отдельная и не менее интересная тема!
From: abel_djassi Date: January 7th, 2010 11:15 am (UTC) (Link)
Хороший пример печального движения русской цивилизации от сложного и тонкого к простому и примитивному - евроремонту и убогим статуям в каске.
golema From: golema Date: January 7th, 2010 12:33 pm (UTC) (Link)
К этому и идем:(
osutina From: osutina Date: January 7th, 2010 11:25 am (UTC) (Link)
А дача была восхитительная!!!
Прекрасная работа была вами проведена.
Фотографии лестницы сразу перенесли меня на 100 лет назад...
Сейчас еще раз все посмотрю.
golema From: golema Date: January 7th, 2010 01:00 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Рад, что Вам понравилось.
ondryushka From: ondryushka Date: January 7th, 2010 11:48 am (UTC) (Link)
Самое ужасное - это заделка веранды. Она больше всего изменила облик здания, превратив его из шедевра псевдомавританского стиля в какую-то очередную невнятную коробку.

Спасибо за проделанную работу!
golema From: golema Date: January 7th, 2010 12:31 pm (UTC) (Link)
Заделка веранды меня тоже больше всего расстроила. Ее даже не заделали, веранду разрушили и возвели новую конструкцию.
kraeham From: kraeham Date: January 7th, 2010 12:31 pm (UTC) (Link)
Серьезное изыскание. В осбенности по сравнительному анализу фотографий.
Вот и в краеведческом отделе СОУНБ говорят, что дача Сурошникова.

"Вот все и додумывают кому как хочется".
Судьба такая у самарского краеведения :)))
Нет, бардака-то нет. Просто вся наша краеведческая школа развивалась лет 70 как социально-экономическая на платформе формационной теории, где вопросы культуры не рассматривались или рассматривались лишь как производные базиса и надстройки.

Дачи, решетки, особнячки, семейные предания, забавные истории мало кого интересовали:)) Потому специалистов нет, до сих пор все это волнует больше любителей и, в крайнем случае, двух-трех культурологов(( Старые спецы еще не ушли, а новых почти нет((

Здание дачи испоганили!(((
golema From: golema Date: January 7th, 2010 07:36 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Ну, причин может быть множество, но такое расхождение как с этой дачей - это подтверждение бардака. Пишет каждый, кому не лень, а в результате не поймешь, кто прав, а кто нет, ни одной ссылки на архивный материал...
kraeham From: kraeham Date: January 7th, 2010 08:20 pm (UTC) (Link)
Вот я и пытаюсь намекнуть, что надо заниматься историческими источниками, а не историографическим разбором бедных исследователей:))

Шерстить архив? ЦГАСО :)))
Несколько десятков тысяч дел по нашей теме(большинство из них не подписаны).
По 20 за неделю - лимит.

Но вот хотел подсказать.

Строительные:

1) Фонд 153 Оп. 38

2) Фонд 1. Оп. 12

И вот это самое интересное, на которое рука не поднимается никак (окладные-оценочные книги недвижимого имущества), дома, с которых взымались налоги с очень четким описанием строений.

3) Фонд 170. Оп. 6.

4) Фонд 153. Оп. 1.

И все равно лет пять займет!
Дерзай! :)))
Если бы просто было прошерстить архив, то было бы давно все известно:)) Дело это тяжелое, и, ох, какое не простое :)))
Не для одного десятка исследователей:))

Я же на месяц ухожу в Башкировых. В товарищество и городское недвижимое имущество. Удивительно, что Товарищество Башкировых по обороту входило в двадцатку наиболее успешных предприятий Империи, а статей о них нет!

И еще. Сейчас анонсик выложу.
Тут с замечательной девушкой-исследовательницей познакомился.
У ней в наличии есть список домовладельцев за 1900 год.
Скажу так, в библиотеке его (именно такого) списка нет (за исключением Адрес-календарей), в архиве в печатном виде не встречал. Девушка потрясает меня каждый день какой-то волшебной информацией. Чудеса, да и только.
golema From: golema Date: January 7th, 2010 10:30 pm (UTC) (Link)
Так можно вообще не заниматься исследованиями. Кроме того, согласись, что всегда находятся зацепки, по которым можно сузить границы поиска.
Везет тебе со знакомствами, не в первый раз:))
kraeham From: kraeham Date: January 7th, 2010 10:48 pm (UTC) (Link)
Конечно, можно сузить.
Тяжеловато просто это все:))
Да, везет, так везет:))

Я завтра забацаю в пост http://kraeham.livejournal.com/29419.html
все полосы списка домовладельцев. По закладке его тоже можно будет найти.
Вдруг пригодится.

А пока по ссылке только анонс.
bruxelloise_ru From: bruxelloise_ru Date: January 7th, 2010 12:40 pm (UTC) (Link)
Эк ей, этой бедной даче, досталось. Такое впечатление, что с просто заложенными арками на втором этаже, она больше была на себя похожа, чем после такой реконструкции.
golema From: golema Date: January 7th, 2010 07:19 pm (UTC) (Link)
Однозначно!
rodandrew From: rodandrew Date: January 7th, 2010 02:04 pm (UTC) (Link)
Спасибо, все очень обстоятельно. Надо пробовать попасть вовнутрь. Кстати, на фотографии "В гостиной загородного дома. Самара. 1909 г. Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина"
великолепный образец печи завода "Або", спроектированной архитекторами Кауно Каллио и Вернером фон Эссеном http://terijoki.spb.ru/pechi/trk_pechi.php?item=53
golema From: golema Date: January 7th, 2010 07:39 pm (UTC) (Link)
Выкладывая жту фотографию был практически уверен, что Вы опознаете эту печь.
Внутрь дорога закрыта. Это "генеральский корпус" санатория. Можно попасть лишь имея связи с начальником управления санатория, а у меня их нет...
rodandrew From: rodandrew Date: January 7th, 2010 08:36 pm (UTC) (Link)
Армен. на личном опыте убедился. что всегда есть варианты входа. В особняк Сурошникова Вы же попали в конце концов. Главное " в нашем деле" не опускать руки
golema From: golema Date: January 7th, 2010 10:27 pm (UTC) (Link)
Ну, особняк Сурошникова - учебное заведение, пусть и военное. Здесь ситуация немного иная. Варианты входа есть всегда, но на дачу Сурошникова лично я вряд ли буду пытаться попасть.
eugeen_t From: eugeen_t Date: January 7th, 2010 10:10 pm (UTC) (Link)
печально, что сотворили с дачей... :(
спасибо за проделанную работу, интересно читать ваши изыскания.
golema From: golema Date: January 7th, 2010 10:24 pm (UTC) (Link)
Рад, что Вам понравилось.
igor_alla From: igor_alla Date: January 7th, 2010 11:43 pm (UTC) (Link)
Спасибо, очень интересно. А другие постройки в Мавританском стиле в окрестностях Самары вам встречались?
golema From: golema Date: January 8th, 2010 07:42 pm (UTC) (Link)
В окрестностях Самары было немало построек в псевдомавританском стиле. Большая часть из них сохранилась только на фотографиях. Кое-что еще есть, но здания находятся на территории санатория. Постараюсь попасть туда весной если получится.
Кроме того, есть несколько зданий в этом стиле в смой Самаре. Я выкладывал в свое время Самарскую хоральную синагогу, Вы наверно видели. В городе есть еще одно здание, но яего подробно не снимал.
А вот фотография одной из несохранившихся дач:


igor_alla From: igor_alla Date: January 10th, 2010 09:36 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо за эту дачу. Я не могу разобрать, она деревянная, или мне кажется? Вы не знаете, чья она?
Синагогу я, к сожалению, пропустил. Она была в arch_heritage?
Буду ждать других "мавританских" постов:)))
golema From: golema Date: January 10th, 2010 09:46 pm (UTC) (Link)
По-моему деревянная. Под Самарой было несколько деревянных дач в мавританском стиле, поэтому фотография не обманывает.
Завтра поищу одну интересную деревянную дачу в этом стиле.
Про Синагогу я писал в арх_наследие.
Вот ссылочка на пост, если что:
http://golema.livejournal.com/32622.html#cutid1
igor_alla From: igor_alla Date: January 15th, 2010 02:49 am (UTC) (Link)
Спасибо большое за ссылку!
From: chernykat Date: June 5th, 2012 08:21 pm (UTC) (Link)
Дача Соколова (одно из трех зданий дачи, два других еще существуют на территории санатория Чкалова) в 1935 г.была жива. А на фото 1937-39 г. ее уже не наблюдается..
(Deleted comment)
golema From: golema Date: January 12th, 2010 07:29 pm (UTC) (Link)

Re: привет

Спасибо!
av4 From: av4 Date: January 12th, 2010 07:23 pm (UTC) (Link)
К празднованию юбилея Шехтеля в Москве в октябре вышло издание "Федор Шехтель и эпоха модерна", куда включен последний на данный момент каталог всех его проектов и построек. Так там тоже упоминается за 1909 год загородный дом В.М. Сурошникова под Самарой, якобы несохранившийся. При этом нет никаких ссылок на проекты. Так что путаница продолжается. А вообще выглядело бы убийственно символично - пока в Москве помпезно отмечали юбилей, клянясь в любви к Шехтелю и модерну, его произведение кто-то смачно уделал, и глазом не моргнул. Такая вот у нас любовь к корифеям.
golema From: golema Date: January 12th, 2010 07:47 pm (UTC) (Link)
А это уже куда интереснее... Получается, что Нащокина в конце 1990-х не включила его, а тут... Своими глазами пока не видел, но Павел (kraeham) утверждает, будто у К.П. Головкина (хозяина дачи со слонами) указано, что дачу на Волге строил московский архитектор Шехтель, только чью, я уж не помню, запутался уже. Дело в том, что Головкин после революции (в 1920-х) работал архивариусом. У него есть издание, в котором дается описание всех дачных массивов Самары с множеством подробностей о владельцах и строителях.
av4 From: av4 Date: January 12th, 2010 07:57 pm (UTC) (Link)
Есть ссылка, что информация взята из книги Кириченко и Сайгиной "Романтический зодчий модерна", М., 2000 г. Это такое большое подарочное издание о Шехтеле, изданное тогда еще могущественным ЮКОСом.
golema From: golema Date: January 13th, 2010 08:01 pm (UTC) (Link)
Мне вся эта ситуация начинает напоминать какой-то "испорченный телефон". Пока ни одной ссылки на архив из такого количества литературы. Взглянуть бы на книгу Кириченко, да только вряд ли ее достанешь сейчас.
golema From: golema Date: January 14th, 2010 07:04 pm (UTC) (Link)
Купил сегодня издание краеведческой картотеки К.П. Головкина (1922-1924).
В нем указано, что были на Волге дачи:
В.М. Сурошникова, каменная, из белого кирпича, по проекту московс[кого] архитектора Шехтеля;
А.С. Ромашова, деревянная, в маврит[анском] стиле, по проекту московского арх[итектора]...; (фото дачи в конце моего поста)
Е.А. Курлиной, каменная, в мавританском стиле, по проекту арх[итектора] Шехтеля;
Если верить Головкину, то получается, что на берегу Волги Шехтель спроектировал, как минимум, две дачи, а учитывая сходство дачи Курлиной и ее зятя Ромашова, можно предположить, что на месте пропуска текста должна быть фамилия Шехтеля.
В общем, я в конец запутался...
overlordick From: overlordick Date: June 9th, 2010 10:25 am (UTC) (Link)
Готов присоединится к исследованиям в архиве. Меня эта дача очень сильно интересует, но по своим причинам:)
Кстати! У меня есть список всех старинных построек на территории санатория.

PS^ На границе санатория, в стороне города, есть здание, в чём-то копирующее эту дачу. Судя по кирпичу и перекрытиям - советского времени...
golema From: golema Date: June 9th, 2010 09:02 pm (UTC) (Link)
Эх, если бы в архиве еще и данные были:( Хотя, смотря в каком архиве искать...
Список всех построек санатория???!!! Супер! А схемы расположения нет случаем?
На границе ты не эту имеещь в виду?
http://golema.livejournal.com/44640.html
overlordick From: overlordick Date: June 10th, 2010 06:41 am (UTC) (Link)
Да в строительном, иль в ГАСО.
УАУ!! Именно это здание, щас там отпишусь.
А ресторан загородный я не видел:(
Нет, схемы расположения нет.
overlordick From: overlordick Date: June 10th, 2010 06:41 am (UTC) (Link)
А знали-бы вы какие там подвалы....ох, загляденье!
48 comments or Leave a comment
profile
golem
User: golema
Name: golem
calendar
Back July 2014
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
links
page summary
tags
about this journal
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

free counters