You are viewing golema

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
golem - Самара. Особняк Шихобаловых ("Дом с атлантами"). Часть первая
golema
golema
Add to Memories
Share
Самара. Особняк Шихобаловых ("Дом с атлантами"). Часть первая

Строительство главного здание усадьбы, особняка Павла Ивановича Шихобалова ("Дом с атлантами", как его принято называть в Самаре) велось с 1903 по 1905 годы по проекту Александра Александровича Щербачева(?). Известно, что Щербачев и Георгий Николаевич Мошков вели надзор за строительством. Авторство этого особняка является спорным. Существует некоторое сходство здания и его интерьеров с особняком Морозова в Москве, в Подсосенском преулке, построенного архитектором Чичаговым и реконструированного Врубелем и Шехтелем.  Это предположение мы рассмотрим во второй части рассказа, когда речь пойдет об интерьере особняка.
Сложно с точностью определить стиль особняка, хотя, во многом из-за года постройки, его все же можно отнети к стилю модерн.
Еще в 1897-1898 годах через Санкт-Петербургское общество архитекторов был объявлен конкурс на проетирование особняка, итоги которого были опубликованы в 9-м нрмере журнала "Зодчий" за 1899 год. Комиссий конкурса решила, что конкурс неудачен, т.к. проходил в начале строительного сезона, хоть и отметила, что авторов ничего не смущало, кроме заданных размеров участка (Здание особняка стоит в ряду плотной уличной застройки).
В конкурсе приняли участия пять проектов по девизами: "Земская марка", "НВ", "Квадрат с диагоналями", "Волховъ" и "4 мая". Победил в конкурсе проект "Земская марка". Журнал "Зодчий" пишет о нем следующее:
"... Расположение чрезвычайно удобно и рационально, хотя немного широко. Главный вход красив. Парадные комнаты расположены в одноэтажном флигеле на улицу и имеют в высоту 8 аршин, - кабинет изолирован от других комнат и из енрге открыт вид двора. Не вполне достаточно освещены: столовая, лестница и коридор, хотя столовую вполне можно осветить и сверху.
Сзади расположен флигель в два этажа, в первом этаже которого помещена кухня, комнаты для прислуги и контора, а во втором жилые комнаты как-то: спальня, столовая, детская и т.п.; все помещения удобны, светлы и требуемых размеров. Как службы, так и лавка, скомпонованы очень хорошо.
Фасад, хотя немного и богат, но красив.
Вообще видно, что проект сработан талантливым и опытным человеком"
В конечном итоге не один из пяти проектов не был реализован, хотя можно найти некоторые сходства между этими проектами и существующим зданием.
Существует предположение, что Т-образный особняк построен не на свободном от строений участке, возможно даже имеет место реконструкция стоявшего на этом месте здания.


Фасад особняка с улицы Венцека

Особняк Викулы Морозова в Подсосенском переулке. Москва.

Фасад здания оштукатурен и не имеет декоративных вкраплений из других материалов.

В центральной части здания расположен балкон, поддерживаемый мощными атлантами и въезд во двор усадьбы.
 
Балкон.





Деталь, символизирующая принадлежность хозяев к купеческому сословию.


<a Деталь пилястры.





Проследуем во двор.

Арка со стороны двора.

Существует предположение, что на этом месте был балкон. Как видно, конструкция советского периода.



Окна лестничного проема.



Обратите внимание на форму стекла.


 
Балкон с декоративной кованной решеткой.
 

 
Решетки окон во дворе.
 





 
В усадьбы так же входит несколько строений. Об одном из них будет небольшой пост, дополнение к основным. Это же строения во дворе.
 
Каретник.
 
Состояние "Дома с атлантами" является темой для разговоров различного толка уже очень давно. В советские годы особняк занимало НКВД, затем военый трибунал. В 1990 здание наконец-то было "отвоевано" и передано Самарскому Областному Художественному музею. В части здания располагались разные предприятия, в том числе и заводские цеха.

Общественность и разные организации постоянно задают одни и те же вопросы. Почему здание в таком состоянии и почему на нем нет атлантов, снятых в 1993 году на реставрацию. На это есть свои причины. Буквально недавно подготовлен проект реставрации комплекса, являющегося памятником архитектуры федерального значения. Следующие этапы это утверждение проекта в Москве и получение требуемых на это средств. Кроме того, в данный момент идет лечение здания от грибка и постепенная подготовка здания к реставрации. Часть особняка с прошлого года используется. Там находятся выставочные залы СОХМ и служебные помещения. Процесс активно движется вперед и реставрация не за горами. 
 
Автором проекта реставрации является Наталья Иосифовна Басс, кандидат архитектуры, опытный архитектор-реставратор, дочь легендарного директора СОХМ, Анетты Яковлевны Басс.
 
Что касается гипсовых атлантов, вылепленных А.А. Щербачевым и Г.Н. Мошковым. Вопреки сложившемуся в народе мнению об их пропаже (Пока я снимал фасад, ко мне подошли два человека. Один поинтересовался: "Вас интересуют фрески? На Свободе их много.", имея в виду "сталинский ампир" в районе Безымянки:)). Второй, подвыпивший мужчина сказал мне, что здесь раньше были атланты и их спи..ли. Когда я сказал, что видел отреставрированных атлантов час назад, он явно обрадовался и потопал дальше.), они отреставрированы и хранятся в здании особняка. Скульптуры находятся в отличном состоянии. Во время реставрации будут сделаны копии атлантов из более "долговечного" материала, а оригиналы останутся в качестве экспонатов музея. Многие хотели бы, чтобы эти гиганты уже сейчас были бы установлены на здание, раз уж они отреставрированы.
Я считаю это пустой тратой денег. Всему свое время.

 
В особняке так же хранятся вазы с фасада здания. С ними та же ситуация, что и с атлантами. Устанавливать отреставрированные детали на здание, требующее серьезнейшей реставрации по меньшей мере глупо.

Вот собственно и все, что я поведаю вам в первой части рассказа об особняке Шихобаловых. В эту дверь мы заглянем свами в следующий раз. 

В посте использованы следующие материалы:
Каркарьян В.Г. Модерн в арихитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
Коллекционеры и меценаты России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея. Басс Н.И. История "Дома с атлантами" - особняка Павла Ивановича Шихобалова. Самара, 1998

Фотография особняка Морозова взята отсюда http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Moscow,_Podsosensky_21C1.jpg

Tags: , , , , , ,

Comments
ondryushka From: ondryushka Date: May 27th, 2009 12:24 am (UTC) (Link)
Версия чичаговского следа интересна.

Рад, что атланты всё же целы.
golema From: golema Date: May 27th, 2009 12:28 am (UTC) (Link)
Да, очень интересна. Прдположение связано даже не с Чичаговым, а с Шехтелем, основанная на сходстве деталей интерьера, хотя и композиция фасада схожая.
Они в идеальном состоянии.
laliqua From: laliqua Date: May 27th, 2009 05:14 am (UTC) (Link)
Очень познавательно и наглядно, спасибо большое! =)
golema From: golema Date: May 28th, 2009 06:12 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
polinadorofeeva From: polinadorofeeva Date: May 27th, 2009 07:31 am (UTC) (Link)
Привет из Питера! Спасибо. И фото хорошие, и материал достойный. И очень понравилось, что ссылки даете на источники. А что это за деталь, символизиующая принадлежность к купеческому сословию? Подробней о ней, если можно?
golema From: golema Date: May 28th, 2009 06:54 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Крылья, как и в случае с железнодорожной эмблемой, "принадлежат" Меркурию, богу торговли, покровителю купцов и дорог.:)
av_otus From: av_otus Date: May 27th, 2009 08:05 am (UTC) (Link)
Про стилистику и авторство.
Это эклектика, которая, как губка, вобрала в себя еще и некоторые элементы модернового декора, но погоды они не делают.
В экстерьере особняков сходство самое общее, а различия принципиальные (слабая выделенность в Самаре центральной оси, арка, большая роль аттиков, да еще с вазами, совсем другой масштаб декора и его прорисовка). Не по-московски.
Про интерьер пока молчу, т.к. не видел.
golema From: golema Date: May 28th, 2009 06:33 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо!
Во "Всеобщей истории архитектуры" в 12-ти томах особняк Шихобаловых упоминается как одно из лучших произведений провинциального модерна.
Про общее сходство с Вами соглашусь. Обрабатываю фотоматериал интерьеров и пытаюсь найти там зацепку. Некоторые детали интерьера связывают с другими постройками Шехтеля. Впрочем, на днях выпущу пост.
Очень надеюсь на Вашу профессиональную оценку.
kaluga_apx From: kaluga_apx Date: May 27th, 2009 09:10 am (UTC) (Link)
Очень познавательно. Спасибо. Вогнутое стекло - это нечто!
lana_kurolesova From: lana_kurolesova Date: May 27th, 2009 11:52 am (UTC) (Link)
+1.это стекло без реставрации всю эпоху исторического материлизма пережило?
golema From: golema Date: May 28th, 2009 06:38 pm (UTC) (Link)
Говорят, что оно очень прочное.
golema From: golema Date: May 28th, 2009 06:34 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Да, стекло изумительное.
forsker From: forsker Date: October 26th, 2009 06:36 am (UTC) (Link)
Интересно,оставят криволинейное стекло (оно без фасок,ровное?) после реставрации,наверное,нет,заменят,когда будут менять столярку окон.Чтщ-нибудь известно,про входную дверь,сохранят,не сделают повтор?Металлические решетки очень красивые!
golema From: golema Date: October 26th, 2009 11:05 am (UTC) (Link)
Надеюсь, что стекло сохранится, нет никаких преград для его сохранения. А вот с дверью не могу сказать наверняка. На входе две двери и обе требуют серьезной работы. Аналогичные двери слева от арки заменены находившимся в здании винным машазином. Вместо них красуется металопластик. Судя по проекту - левую будут воссоздавать.
nekta_ja From: nekta_ja Date: May 27th, 2009 03:15 pm (UTC) (Link)
огромное спасибо. очень интересная тема.

"колесо с крыльями" уже на втором особняке? или путаю?
golema From: golema Date: May 27th, 2009 04:36 pm (UTC) (Link)
Спасибо:)
Нет, не путаешь, колесо было на особняке Матвеева на Молодогвардейской.
kraeham From: kraeham Date: May 28th, 2009 01:06 pm (UTC) (Link)
Чудесный обзор)
У меня один вопрос: "Сейчас к этим "атлантам" можно подойти свободно?" Они экспонаты музея?

Или ты через знакомых к ним пробрался?
Если не секрет!?
golema From: golema Date: May 28th, 2009 06:12 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Пока атланты не являются экспонатами, они находятся в закрытой части особняка.
Не секрет. Безусловно, без знакомств не обошлось. Интерьеры фотографировал с разрешения директора музея.
From: lulakina Date: August 10th, 2010 10:30 am (UTC) (Link)
как Вы полагаете, "зеленое" здание без номера на фасаде, примыкающее к "дому с атлантами", тоже относится к особняку Шихобаловых?
golema From: golema Date: August 10th, 2010 07:09 pm (UTC) (Link)
Венцека, 57. Сотрудники музея рассказывали, что и оно принадлежало Шихобалову, а на фасаде якобы изображен фамильный герб известных купцов. я поверил на слово, у меня даже есть небольшая запись по этому здания, я его тоже фотографировал. Совсем недавно, в каком-то из изданий я встретил совершенну иную информацию о владельце. к сожалению, не смогу сейчас вспомнить где это было напечатано и кто владелец. Постараюсь найти и напишу Вам, если эта информация необходима.
irina_fh From: irina_fh Date: August 9th, 2013 08:55 am (UTC) (Link)
Спасибо за очень интересный материал! Я нашла эту тему случайно, читая воспоминания о Самаре корнета Юрия Мейера. Скажите, пож-та, а в каком состоянии сейчас особняк? Очень бы хотелось, чтобы он опять украшал город!
golema From: golema Date: August 21st, 2013 06:24 pm (UTC) (Link)
Его реставрируют сейчас. Не знаю, каков будет результат, но надеюсь на лучшее
From: (Anonymous) Date: August 21st, 2013 04:50 pm (UTC) (Link)
Спасибо за освещение такой интересной темы.Рада(даже не верится!),что реставрацией этого интереснейшего памятника истории и архитектуры занимаются профессионалы.Конечно же,двери необходимо восстановить,благо правая со стороны фасада ещё жива,а деревянный переплёт окон сохранить,а не городить новодел из пластика(вспомните несчастную пожарку в Мичуринском..)
golema From: golema Date: August 21st, 2013 06:28 pm (UTC) (Link)
Эх, боюсь, что за реставрацию возьмутся не самые компетентные люди. Сейчас она в процессе. Будем следить за результатами...
knv_37 From: knv_37 Date: October 10th, 2013 03:08 pm (UTC) (Link)
Я за результатами уже лет двадцать слежу,а то и больше. А их всё нет. "Кажися" тут было то же, что и с особняком Курлиной. Я не имею в виду пожар, конечно. Там уже кто только свою руку не приложил. И каждый раз всё заново начинается, а деньги на реставрацию таинственным образом куда - то исчезают.
25 comments or Leave a comment
profile
golem
User: golema
Name: golem
calendar
Back May 2014
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
links
page summary
tags
about this journal
Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

free counters